После ознакомления с восточным вопросом и его обострением в середине XIX века, учитель последовательно предложит учащимся на выбор два задания: одно связано с простым воспроизведением, а другое - с преобразованием изученного.
Хорошо подготовленные и некоторые из среднеподготовленных учащихся могут воспользоваться более сложным заданием. Оно требует указать признаки восточного вопроса и конкретизировать каждый из них соответствующими фактами и характеристикой политических интересов европейских государств в момент обострения ближневосточного кризиса.
Перед сообщением сложного задания учитель может дать менее сложное, разделив его на вопросы. Для ответа на задание вызовет слабых учеников. Они назовут хронологические рамки восточного вопроса и время обострения его, охарактеризуют кратко сущность основных его признаков, назовут страны, заинтересованные в этом. При наличии времени кто-то из слабых или среднеуспевающих учеников может назвать интересы на Балканах и Ближнем Востоке каждой европейской страны. Последующие ответы сильных учащихся дополнят, углубят и конкретизируют знания слабых учеников [5].
Работа учащихся с теоретическим материалом будет развивать их исторические мышление, и тем успешнее, чем основательнее они проникнут в сущность восточного вопроса, конкретизируя его основные признаки. Восприятие, усвоение и дальнейшее воспроизведение военных сражений в эмоциональной, наглядно-образной форме будут развивать внимание, образное восприятие, воссоздающее воображение, речь, эмоции, чувства учеников, содействовать развитию умения усваивать главные исторические факты в наглядно-образной эмоциональной форме [6].
В процессе учения содержание обучения переходит в знание учеников. Формирование знаний сопровождается воспитанием их мировоззрения. Вместе с тем происходит их интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие. Так, благодаря деятельности учителя и учащихся изначально задуманные цели превращаются в реальные результаты обучения [7].
Учебная деятельность учителя и учащихся в преподавании и учении протекает как единственный закономерный процесс, в котором деятельность учителя и учащихся имеет не только общие, но и особенные, специфические черты. Эти особенности имеют для образования, развития и воспитания, учащихся очень большое значение.
Учебная деятельность учителя и учащихся дает положительные результаты, если отвечает целям и содержанию обучения, познавательным возможностям учеников и протекает в органическом единстве.
В обучении главной является учебная деятельность учащихся, так как обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета.
Познавая исторический материал, учащиеся усваивают его теоретический, фактологический и воспитательный потенциалы:
- главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи и способы деятельности,
- в ходе познания вырабатывают у себя личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни,
- удовлетворяют свои духовные запросы и интересы, развивают познавательные умения и способности, волю, эмоции, чувства.
Внимание – это познавательный процесс, который обеспечивает избирательность восприятия, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека.
Полное использование учащимися возможностей внимания, а также памяти и воображения, полностью зависит от того, насколько деятельность учителя соответствует объективным закономерностям познавательных способностей [8].
«…Преподавателю, отмечал В.О. Ключевский, прежде всего, нужно внимание класса или аудитории, а в классе и аудитории сидят существа, мысль которых не ходит, а летает и поддается только добровольное. В преподавании самое важное и трудное дело – заставить себя слушать, поймать эту непоседливую птицу – юношеское внимание» [9].
Все необычное, интересное, важное непроизвольно привлекает внимание. Одновременно необходимо вырабатывать у учащихся способность намеренно, произвольно сосредоточиваться на том, что требуется, усвоить или выполнить.
Первым условием нормального функционирования и развития внимания (как и других познавательных способностей) является воспитание у учащихся социальной направленности на глубокое овладение знаниями, интереса и стремления к изучению истории, создание на уроках климата высокой требовательности и доброжелательности.
Методы и приемы обучения родному языку на занятиях
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой). Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средст ...
Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...
Приоритетные направления в работе по приобщению детей к
истокам русской народной культуры
1. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, ве ...