Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики он многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно благодаря тому, что весь приобретённый опыт и знания сохраняются в сознании человека. Всё, что он узнает, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в его памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Познавательные процессы способствуют формированию образов окружающей среды, формированию информационной базы, ориентировочной основы психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном её результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Необходимость изучения развития познавательных психических процессов очевидна, ведь каждый человек ежедневно использует свою память, свое мышление, воображение, речь, внимание. Особую актуальность познавательное развитие приобретает в плане его изучения у людей с особыми образовательными потребностями. В рамках нашего исследования, мы остановимся на психическом развитии ребенка с нарушением зрения, которое имеет свои особенности. Во-первых, ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта. А некоторые психические функции (светоощущение, объем восприятия) зависят также и от характера патологии. Во-вторых, имеются психические процессы состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (мышление). В третьих имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии не зависят (мировоззрение, темперамент, характер)
К сожалению, детей с нарушением зрения в наше время наблюдаются все больше и больше. У данной группы детей наблюдаются проблемы в обучении, в общении по сравнению с нормально видящими детьми. В то же время, анализ литературы по подготовке детей к обучению в школе с патологией нарушения зрения, не дает исчерпывающей информации по решению обозначенной проблемы. Этими обстоятельствами определяется актуальность исследования.
Целью выпускной аттестационной работы является теоретическое и эмпирическое исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения.
Объект - познавательная сфера дошкольников с нарушением зрения.
Предмет - особенности познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, способствует оптимальному развитию познавательных процессов.
Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Изучить и описать особенности психического развития дошкольников подготовительной группы.
2. Охарактеризовать клинические особенности детей с нарушением зрения.
3. Описать психологическую характеристику познавательной готовности дошкольников к обучению в школе.
4. Эмпирическим путем определить особенности познавательной готовности дошкольников с нарушениями зрения к обучению в школе.
Теоретической основой данной работы послужили труды следующих авторов: Абрамовой Г.С., Выготского Л.С., Венгера Л.А., Давыдова В.В., Обуховой Л.Ф., Рубинштейна Л.С., Столяренко Л.Д., Смирнова А.А., Шаграева О.А., а также многие другие работы.
Методологическую основу выпускной аттестационной работы составила последовательная реализация принципов системности, детерминизма и развития.
Роль художественной литературы в воспитании
дошкольников
Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с ...
Эффективность использования информационных технологий в обучении
иностранным языкам
Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. В отличие от традиционного, интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методиче ...
Методы и приёмы словарной работы
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи ( методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Методы накопления содержания детской речи: 1. Рассматривание предм ...