Учебная деятельность - это один из типов воспроизводящей деятельности детей, которая имеет совершенно особое содержание.
Говоря, о готовности ребенка к школе мы не можем, не затронуть такой вопрос, как психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности, пишет Е.Е.Кравцова: личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
При этом личностная готовность предполагает сформированность у ребенка внутренней позиции школьника; позитивное отношение к учителю и сверстникам; отношение к себе; произвольность поведения.
Интеллектуальную готовность связывают с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.
Наряду с познавательными процессами: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, - в готовность к обучению в школе входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Говоря о психологической готовности ребенка к учебной деятельности, прежде всего, необходимо рассмотреть мотивационно-потребностный аспект. Важно знать, есть ли у ребенка потребность в новой деятельности. Хочет ли он заниматься ею, заинтересован ли он в получении знаний, которые и составляют цель учения.
Ребенок не всегда осознает мотивы, побуждающие его стремиться к школьной жизни. Фактически эти мотивы можно разделить на две группы.
Первая и главная - желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых. В учении малыш видит деятельность, которая делает его более взрослым и которая оценивается окружающими как важная, общественно значимая. Разумеется, к такому видению учебной деятельности ребенок подготовлен взрослыми. К этому возрасту, дошкольник уже знает о многих профессиях, больше того - в играх он имитирует деятельность, соответствующую некоторым из них. И он хорошо знает, что люди всему учатся, что без этого нельзя стать ни летчиком, ни врачом, ни мореплавателем. В подавляющем большинстве случаев дети приходят в школу любознательными, готовыми к познанию.
Вторая группа мотивов, побуждающих ребенка стремиться к позиции школьника, связана с внешней атрибутикой: новым видом одежды, портфелем, учебниками и так далее. Обычно вся семья участвует в « оснащении» будущего школьника. Первое сентября - праздник всей семьи. И ребенок трепетно ждет этого дня, торопит его приход.
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка, безусловно, должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
Подчеркивая важность мотивационной готовности ребенка к обучению, следует учесть, что ее одной для успешного обучения недостаточно.
Диагностика готовности ребенка к школе должна опираться не на педагогический подход (определяют готовность по уровню сформированности учебных навыков: читать, писать, считать, учить стихи), а на психологический подход (готовность к школе выступает как результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психологической зрелости, развитости комплекса психологических характеристик, которые определяют умственное, эмоциональное и социальное развитие ребенка).
Методика проведения экспериментальных уроков курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 8-м классе
Рассмотрим, как происходило включение системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 1. «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях») 8 класса в экспериментальном обучении. Поурочное планирование [15, 19, 20, 32] курса «Основ ...
Оценка качества дистанционного обучения
Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Существует некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий. 1. Во-первы ...
Формы самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного
чтения во 2 классе
Большая часть времени на уроке отводится чтению и работе с текстом. Некоторые учителя считают, что многократным перечитыванием текста на уроке (сначала лучшими учениками, затем «цепочкой», по колонкам, разучивание текста хором и т.п.) можно добиться совершенствования навыков чтения первоклассников. ...