Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 5

Нередко педагоги-музыканты пользуются в качестве своего рода аналогов к музыкальным произведениям репродукциями картин известных живописцев, которые совпадают по своему эмоциональному тонусу и художественной образности с содержанием музыки. Также можно использовать поэтический и литературный материал – стихотворения, фрагменты сказок и литературных сочинений и т.д. По словам А.Г. Каузовой, «…для художественно-образного слышания музыки во всем ее богатстве и разнообразии особенно важными представляются творческие связи с живописью и – через слово – с литературой, философией, театром».

Метод полихудожественного уподобления оказывает благотворное влияние на процесс музыкального восприятия, усиливая и оживляя его. Данный метод работы содержит в себе «азы», зачатки межпредметных связей, актуальных и действенных именно в «педагогике искусства». А также, по нашему мнению, косвенно влияет и на процесс непосредственного исполнения музыкальных произведений на инструменте – оно становится более ярким, выразительным, содержательным.

Реализуя в нашей работе данный метод, мы обратились к теме «Времена года», где использовались музыкальные фрагменты из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года» и репродукциям русской живописи XIX века. Тема широко использовалась в музыкальном и изобразительном искусстве на протяжении многих столетий. Вспомним несколько примеров: в музыке – четыре концерта А. Вивальди, Оратория Й. Гайдна; в живописи – цикл из 12 месяцев Л. Бассано, четыре картины Пуссена.

Активное общение учащихся не только с прекрасной музыкой Чайковского, но и с лучшими пейзажными работами XIX века позволяют сделать эстетическое восприятие школьников глубже и тоньше. И как следствие – возрастает интерес учащихся к собственному духовному миру, развивается и обогащается художественно-образное мышление. Музыка – окно в звучащий мир, поэтому, дать увидеть – это помочь услышать.

Использование репродукций русских пейзажей объясняется не только тем, что картины природы вызывают у нас определенные звуковые ассоциации. Высочайшее мастерство русских художников – тонкие цветовые отношения, чистая мелодия рисунка – создают момент соприкосновения человеческой души и жизни природы. Чайковский, как и Саврасов, Левитан создали русский пейзаж настроения. В нем главное, по словам Крамского, наличие тех «душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе, струна, которая смогла бы обращаться в песню».

В фортепианном цикле П. Чайковского лирическое начало тесно сплетается с изобразительным. Б. Асафьев назвал «Времена года» образцом поэтической звукописи впечатлений от русской природы. Музыку Чайковского и русские пейзажи объединяет одно – они стали выражением любви к русской природе, выражением русской человеческой души.

Занятия с использованием вышеназванного метода были групповыми. Перед прослушиванием каждого произведения педагог показывал картину, читал стихотворение соответствующего содержания и настроения. Далее звучало произведение в магнитофонной записи:

1. Февраль. Масленица.

(Б.Н. Кустодиев. «Масленица», В.И. Суриков. «Взятие снежного городка»)

Радостная ярмарочная сутолока. Пестрота и многолюдье. Все нарядно, красочно, как у Б. Кустодиева. И название картины такое же как и пьеса Чайковского «Масленица». По пушистому снегу скользят нарядно убранные сани, тонко прочувствованный зимний морозный пейзаж, в розовых, зеленых и желтых разводах небо, колокольни церквей. Полная бодрости, яркая, многокрасочная картина воплотила в себе жизнелюбие и неиссякаемый оптимизм художника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Образовательный аспект темы "Периодический закон"
Периодический закон и периодическая система элементов — это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это, с одной стороны, цель, с другой — средство изучения химии. На основе периодического закона Д. И. Менделеев создает стройный курс, нашедший свое выр ...

Лексические средства выразительности речи, доступные детям
Овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи. Лексические средства выразительности речи, доступные детям, — это, прежде всего, перенос смыслового значения с одного слова на другое, затем — некоторые классы синонимов. Восприятие переноса смысла слова предпол ...

Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru