Далее учащиеся пытались импровизировать мелодии на текст, позволяющий по-разному трактовать его (так называемый «нейтральный» текст). Например: «Андрей-воробей, не гоняй голубей». Прежде всего, ученики должны научиться читать эти слова, придавая им разные смысловые оттенки: угрозы, просьбы, жалобы, приказа, смеха и т.п. И мелодии на эти слова должны быть по характеру самые разные: от веселых, плясовых до печальных, скорбных. Задача состоит в том, чтобы, используя стихи как средство для метроритмической и структурной организации музыкального материала, дать как можно больше вариантов разнохарактерных мелодий на один текст.
Например:
Таким образом, мы видим, что характер мелодии бывает разным – в зависимости, например, от того, какие интервалы в ней применяются, т.к. интервал является одним из главных выразительных элементов музыкального языка. Так, например, Рома В., Лола У. и Оля Н. представили свои импровизации:
Грустно Рома В.
Грозно Лола У.
Ласково Оля Н.
Затем, определенное количество занятий было посвящено импровизации мелодий на стихи с определенным настроением. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки. Для импровизации мелодий был предложен отрывок из стихотворения С. Есенина:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Прежде чем дать задание, нужно прочитать стихотворение и проанализировать его: настроение, характер, образ. После нескольких примеров, приведенных педагогом, учащиеся предлагали свои варианты импровизаций, которые затем анализировались с разных точек зрения: образно-выразительной, интонационной, ритмической. Для контраста был предложен текст финской народной песни – радостный, веселый по характеру:
Рано-рано по утру
Расцвела ромашка,
Распахнула на ветру
Белую рубашку.
Далее текст также анализировался, и после небольшой подготовки учащиеся предлагали свои варианты мелодий:
Взволнованно Оля Н.
Напевно Ксюша В.
Большой акцент при исполнении мелодий делался на использование учащимися таких средств музыкальной выразительности как тембр, регистр, динамическая нюансировка.
Очередная серия занятий была связана с обращением к другим видам искусства. Здесь мы использовали метод полихудожественного уподобления характеру музыки, специфика которого и заключается в сопоставлении музыки с другими видами искусства. Если произведения с образными, характерными названиями в наиболее наглядной форме способствуют ощущению связи музыки с жизнью, то сравнение таких сочинений с образцами литературного или изобразительного искусства в состоянии еще более расширить и углубить понимание такой связи. Одновременно может дать более явно почувствовать особенности отображения окружающего именно в звуках, саму специфику музыкального языка.
Проблема
замены недостающих зрительных образов у слепых детей
Для слепого ребенка та же самая проблема недоразвития высших функций в связи с коллективной деятельностью находит конкретное выражение в совершенно других областях поведения и мышления. Если правильно разобраться в этой проблеме, то корни ее обнаружат сходство с теми корнями, которое мы рассматрива ...
Коррекционно-педагогическая работа
Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или и ...
Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...