Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 4

Далее учащиеся пытались импровизировать мелодии на текст, позволяющий по-разному трактовать его (так называемый «нейтральный» текст). Например: «Андрей-воробей, не гоняй голубей». Прежде всего, ученики должны научиться читать эти слова, придавая им разные смысловые оттенки: угрозы, просьбы, жалобы, приказа, смеха и т.п. И мелодии на эти слова должны быть по характеру самые разные: от веселых, плясовых до печальных, скорбных. Задача состоит в том, чтобы, используя стихи как средство для метроритмической и структурной организации музыкального материала, дать как можно больше вариантов разнохарактерных мелодий на один текст.

Например:

Таким образом, мы видим, что характер мелодии бывает разным – в зависимости, например, от того, какие интервалы в ней применяются, т.к. интервал является одним из главных выразительных элементов музыкального языка. Так, например, Рома В., Лола У. и Оля Н. представили свои импровизации:

Грустно Рома В.

Грозно Лола У.

Ласково Оля Н.

Затем, определенное количество занятий было посвящено импровизации мелодий на стихи с определенным настроением. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки. Для импровизации мелодий был предложен отрывок из стихотворения С. Есенина:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Прежде чем дать задание, нужно прочитать стихотворение и проанализировать его: настроение, характер, образ. После нескольких примеров, приведенных педагогом, учащиеся предлагали свои варианты импровизаций, которые затем анализировались с разных точек зрения: образно-выразительной, интонационной, ритмической. Для контраста был предложен текст финской народной песни – радостный, веселый по характеру:

Рано-рано по утру

Расцвела ромашка,

Распахнула на ветру

Белую рубашку.

Далее текст также анализировался, и после небольшой подготовки учащиеся предлагали свои варианты мелодий:

Взволнованно Оля Н.

Напевно Ксюша В.

Большой акцент при исполнении мелодий делался на использование учащимися таких средств музыкальной выразительности как тембр, регистр, динамическая нюансировка.

Очередная серия занятий была связана с обращением к другим видам искусства. Здесь мы использовали метод полихудожественного уподобления характеру музыки, специфика которого и заключается в сопоставлении музыки с другими видами искусства. Если произведения с образными, характерными названиями в наиболее наглядной форме способствуют ощущению связи музыки с жизнью, то сравнение таких сочинений с образцами литературного или изобразительного искусства в состоянии еще более расширить и углубить понимание такой связи. Одновременно может дать более явно почувствовать особенности отображения окружающего именно в звуках, саму специфику музыкального языка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера
Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен (1986). Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: ‘Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня ...

Отношение преподавателей к рейтинговой оценке
Не смотря на то, что наибольший резонанс в ТюмГУ вызывает рейтинговая оценка деятельности преподавателей, все же сама система менеджмента качества, формируемая в ТюмГУ предполагает наличие не только рейтинговой оценки деятельности преподавателей, но и рейтинг структурного подразделения (кафедры, фа ...

Психолого-педагогические аспекты воспитания
С точки зрения психолого-педагогической правильное воспитание представляет собой научно-обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности. Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, которые вовлечены ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru