Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 4

Далее учащиеся пытались импровизировать мелодии на текст, позволяющий по-разному трактовать его (так называемый «нейтральный» текст). Например: «Андрей-воробей, не гоняй голубей». Прежде всего, ученики должны научиться читать эти слова, придавая им разные смысловые оттенки: угрозы, просьбы, жалобы, приказа, смеха и т.п. И мелодии на эти слова должны быть по характеру самые разные: от веселых, плясовых до печальных, скорбных. Задача состоит в том, чтобы, используя стихи как средство для метроритмической и структурной организации музыкального материала, дать как можно больше вариантов разнохарактерных мелодий на один текст.

Например:

Таким образом, мы видим, что характер мелодии бывает разным – в зависимости, например, от того, какие интервалы в ней применяются, т.к. интервал является одним из главных выразительных элементов музыкального языка. Так, например, Рома В., Лола У. и Оля Н. представили свои импровизации:

Грустно Рома В.

Грозно Лола У.

Ласково Оля Н.

Затем, определенное количество занятий было посвящено импровизации мелодий на стихи с определенным настроением. Конкретность образного содержания ограничивает выбор выразительных средств: лад, тональность, темп, динамические оттенки. Для импровизации мелодий был предложен отрывок из стихотворения С. Есенина:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

Прежде чем дать задание, нужно прочитать стихотворение и проанализировать его: настроение, характер, образ. После нескольких примеров, приведенных педагогом, учащиеся предлагали свои варианты импровизаций, которые затем анализировались с разных точек зрения: образно-выразительной, интонационной, ритмической. Для контраста был предложен текст финской народной песни – радостный, веселый по характеру:

Рано-рано по утру

Расцвела ромашка,

Распахнула на ветру

Белую рубашку.

Далее текст также анализировался, и после небольшой подготовки учащиеся предлагали свои варианты мелодий:

Взволнованно Оля Н.

Напевно Ксюша В.

Большой акцент при исполнении мелодий делался на использование учащимися таких средств музыкальной выразительности как тембр, регистр, динамическая нюансировка.

Очередная серия занятий была связана с обращением к другим видам искусства. Здесь мы использовали метод полихудожественного уподобления характеру музыки, специфика которого и заключается в сопоставлении музыки с другими видами искусства. Если произведения с образными, характерными названиями в наиболее наглядной форме способствуют ощущению связи музыки с жизнью, то сравнение таких сочинений с образцами литературного или изобразительного искусства в состоянии еще более расширить и углубить понимание такой связи. Одновременно может дать более явно почувствовать особенности отображения окружающего именно в звуках, саму специфику музыкального языка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Понятие «графическая грамотность» в психолого-педагогической литературе
В словарях приводится следующее толкование: «грамотность - определенный уровень владения человеком навыками чтения, письма, счета; грамотность функциональная - владение человеком комплексом знаний, умений и навыков, необходимых ему для сознательного и активного участия в экономической, природоохран ...

Половое воспитание. Когда начинать
Воспитание современной гармонически развитой личности - есть идеал, к которому стоит стремиться. Когда в твоей жизни появляется этот хрупкий и бесценный дар, сосуд, а именно душа человека-ребенка и мы, родители, взрослые несем огромную ответственность за воспитание своих чад. Да и любовь, заключает ...

Содержание комплекса дидактических игр для изучения темы «Нумерация чисел первого десятка»
Для подготовки к изучению нумерации чисел и действий сложения и вычитания пределах 10 введен раздел «Сравнение групп предметов». В нем дети усваивают способы практического сопоставления элементов: устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно» и преобразуют числовое неравенство в числовое раве ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru