Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Новое образование » Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников в кружке фортепиано » Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальной выразительности исполнения у младших школьников

Страница 1

Формирующий этап педагогического эксперимента был проведен с 22 января по 20 апреля 2007 года. Главная задача данного этапа – поиск методов, способствующих развитию музыкальной выразительности исполнения у учащихся. А также необходимо уделять внимание на обогащение, пополнение музыкально-теоретического опыта учащихся новыми знаниями, умениями, навыками.

Занятия с учащимися проводились в рамках индивидуальных уроков, несколько занятий – групповые.

В нашей экспериментальной работе мы руководствовались следующими педагогическими принципами, выделенными Ю.К. Бабанским:

принцип добровольности;

принцип социальной направленности;

принцип развития инициативы и самодеятельности;

принцип романтики и игры;

принцип творческого подхода к делу;

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

принцип доступности;

принцип плановости;

принцип преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы.

Чтобы добиться развивающего эффекта, мы использовали такие методы, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени способствуют развитию музыкальной выразительности исполнения у школьников. А именно:

метод инструментовки музыкального произведения;

метод полихудожественного уподобления;

словесный метод;

метод импровизаций;

исполнительский показ;

метод коллективного музицирования.

Отобранные нами методы, активизирующие процесс развития музыкальной выразительности исполнения у школьников, применялись комплексно, в различных сочетаниях друг с другом.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Методы состоят из более частых приемов, которые их конкретизируют и детализируют. Прием – это элемент метода, его составная часть, разовое действие или отдельный шаг в реализации метода.

Итак, один из методов развития музыкальной выразительности исполнения у учащихся, примененный нами на занятиях, был метод инструментовки музыкального произведения. Данный метод основан на ассоциациях с тембровыми красками разных жанров музыкального искусства – симфонической, хоровой, камерной музыкой. («Ассоциация » - от лат. associatio – «присоединение», «связь», «союз»). Ассоциировать – значит, устанавливать внутренние связи и отношения между разнородными и далеко стоящими друг от друга явлениями, образами, представлениями. Благодаря ассоциациям, психическая деятельность человека становится полнее, глубже, красочнее, художественно-образное мышление делается богаче и многомернее. Инструментовка расширяет исполнительские возможности пианиста, т.к. каждый инструмент имеет свой индивидуальный тембр, образ, характер. Так, для выражения лирических переживаний композиторов используют скрипку, флейту, гобой; для достижения душевного подъема – медные духовые, ударные, унисонное звучание струнных инструментов и т.п. «Мысленная оркестровка фортепианной фактуры помогает на только передаче воображаемых тембров, но и рождает разнообразие собственно фортепианных красок…», - подчеркивает А.Г. Каузова. «…Внутреннее слышание звучания органа, хора, оркестра, квартета, отдельных струнных или духовых инструментов человеческого голоса является той питательной средой, которая обогащает тембрально-динамическую и артикуляционную стороны фортепианного звучания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате
Диагностико-экспериментальная часть нашей работы была проведена в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 3. Респондентами стали 2 класса – 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет. Для диагностики социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната применялись следующие методы иссле ...

Программа факультативного курса “Методы решения нестандартных задач по алгебре”
Пояснительная записка Целью обучения школьников по данному факультативному курсу является расширение их математического кругозора, более глубокое и осознанное усвоение материала школьной программы, отработка умения творчески применять полученные знания при решении нестандартных задач, развитие мате ...

Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости
Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической науках. Согласно МКБ-10, медицинское понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее различные по происхождению формы психической патологии. В числе разнов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru