Здесь и резвые лошадки, и колокольчики – все как на картине. Казалось бы, это одна из самых иллюстрированных пьес цикла. Однако картинно-изобразительное начало тесно сплетается с лирическим, а иллюстрация бубенчика создает красочный фон для выразительной песенной темы.
Были использованы стихи А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, А.Н. Майкова, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, К.И. Тютчева.
После прослушивания музыкальных произведений учащиеся делились своими впечатлениями, сравнивали произведения литературного, изобразительного и музыкального искусства.
Еще один метод, используемый нами в ходе экспериментальной работы – метод коллективного музицирования. Занятия этой серии также были групповыми. Они представляли собой игру, импровизацию учащихся на различных музыкальных инструментах: фортепиано, разнообразные шумовые и ударные инструменты – металлофон, ксилофон, треугольник, маракасы и др. Это был своеобразный музыкальный оркестр. Так же здесь реализовывался и вышеназванный метод импровизации. Учащиеся должны были придумать ритмическое сопровождение или вступление к некоторым произведениям; выбрать инструмент, звучание которого соответствовало бы характеру определенного произведения; придумать инструментальное сопровождение к какой-либо пьесе, песне. Так, например, в репертуаре учащейся Ксюши В. была пьеса А. Роули «В стране гномов». Это достаточно яркое и выразительное по своему художественному образу сочинение. Ксюша несколько раз сыграла произведение для его прослушивания всеми учащимися. Далее дети с большим удовольствием импровизировали с различными музыкальными инструментами, придумывая инструментальное сопровождение к нему, искали наиболее подходящее сочетание инструментов для передачи художественного образа, настроения данной пьесы. В прграммном репертуаре ученицы Юли М. была пьеса А. Кореневской «Дождик». После нескольких прослушиваний этого сочинения учащиеся, используя различные музыкальные инструменты, придумали вступление и заключение к этой пьесе.
Игра на различных музыкальных инструментах помогала учащимся ярче, выразительней передать характер музыкального произведения. Сотворчество ребят в процессе воспроизведения усиливало их эмоциональный отклик на музыку, развивало фантазию и воображение учащихся. Все это является хорошей базой для процесса выразительного исполнения музыкальных произведений на фортепиано.
Таковы основные методы работы над развитием музыкальной выразительности исполнения у младших школьников, которые мы использовали в нашей экспериментальной работе. Все используемые нами методы способствовали творческой насыщенности занятий, помогали создавать творческую атмосферу на уроках, стимулировали заинтересованность и увлеченность детей музыкальной деятельностью, что благоприятно повлияло на результаты нашей совместной работы.
Необходимо отметить, что отдельный метод или прием не принесут ощутимого результата. Только комплекс, система методов приведут к поставленной цели, т.к. в практической деятельности один метод или прием всегда дополняет и уточняет другой.
В ходе формирующего этапа эксперимента мы постоянно побуждали детей высказываться о прослушанных произведениях: поощряли употребление ими прилагательных, сравнений, метафор (свидетельство образного мышления). Постепенно речь детей обогащалась, становилась более выразительной, образной. Они искали точные слова-определения для характеристики музыкальных явлений. Особое внимание уделялось пополнению запаса музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний учащихся.
Упорядочивание внеурочного времени
Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполня ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты. При выполнении задания “Рядоговорение” четверо ...
Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка
Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности. Дети по подгруппам защищают свой проект, рассказывая о своем подходе в создании композиции панно по теме ''Волшебница Зима''. В качестве усиления ...