Во второй половине 19в. в педагогической мысли России с небывалой силой проявились стремление общества к обновлению и реформам. Н.Г. Чернышевский считал человека “высшим созданием природы, на формирование личности которого огромное влияние оказывают искусства и литература” .
Большое значение эстетическому воспитанию детей придавал Н.А. Добролюбов. Крупнейший представитель русской педагогики 19в. К.Д.Ушинский общими идеалами воспитания называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли честности, чувства прекрасного. Эстетическое начало следует развивать с помощью природы и искусства.
20 век принес отечественной системе гуманитарного образования много уроков нередко с прямо противоположными результатами заявленных идей. Особое место в ней занимает эстетическое образование. Если вектор его стратегии, как процесс постижения истины, добра и красоты, сомнений не вызывал, то линии образовательно-воспитательной тактики, имели весьма зигзагообразный характер.
Начиная с 30-х годов эстетическое движение стало сворачиваться, постепенно утверждалась прагматической ориентация на подготовку узкого специалиста. В педагогике все больше стали распространяться технократические идеи, и так громко заявленное эстетическое воспитание становилось одним из наиболее запущенных аспектов развития личности.
Теоретическое осмысление проблем эстетического воспитания сопровождалось развитием в стране студийного движения: появились хоровые, балетные, театральные изостудии, на их базе затем создавались музыкальные и художественные школы, школы искусств. К концу 60-х годов складывается структура эстетико-воспитательных воздействий в детском саду.
В 70-е и 80-е годы научной и творческой интеллигенцией, культработниками, общественными деятелями на теоретическом, методическом и практическом уровнях велся поиск системных форм эстетического развития детей, разрабатывались методики по отдельным видам искусств. Большое значение имели труды Д.В. Кабалевского и Б.И. Неменского по музыкальному и художественному воспитанию подрастающего поколения.
Существенный вклад в эстетическое воспитание школьников вносили Дворцы и Дома пионеров, являясь кружковыми организационно-массовыми и методическими центрами внешкольной работы, ее главным ядром. Они привлекали широкий круг специалистов художественного профиля, мастеров своего дела в разных областях искусства и производственной деятельности, обеспечивали многообразие приемов и средств эстетического воздействия, создавали каждому воспитаннику в соответствии с его склонностями и задатками условия для самостоятельной творческой работы, включали школьников в коллективное творчество.
Во Дворцах пионеров работали разнообразные художественные коллективы: пионерские ансамбли песни и танца, оркестры, студии изобразительного и театрального творчества, коллективы больного танца, хореографические коллективы, кружки декоративно-прикладного творчества. Характерным для воспитательной деятельности Домов пионеров было распространение сферы эстетического воспитания на все направления их образовательно-воспитательной работы.
Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях рассматривались как своеобразный путь всестороннего и гармонического развития школьника, как непременное условие подготовки каждого к активной творческой деятельности в любой сфере труда.
Внешкольная работа имела свою ярко выраженную специфику воздействия на процесс эстетического воспитания учащихся. Так, преимущества внешкольных учреждений состояли в том, что внешкольные учреждения вовлекали ребят в коллективное творчество, тем самым, способствуя развитию эстетической активности подростков, а также создавали все условия для самостоятельной творческой работы каждому воспитаннику в соответствии с его склонностями и задатками. Отсутствие строгой возрастной регламентации в кружковой и массовой работе обогащало нравственно-эстетический опыт коллективной жизни подростков.
Направления коррекционно-профилактической работы
Проведение констатирующего эксперимента позволило выявить детей, предрасположенных к нарушениям процесса чтения, а также выявить своеобразие их речевого развития и ряда функций неречевого характера. С учетом полученных данных были определены направления коррекционно-профилактической работы. Необход ...
Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...
Эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развития
личности
В формировании мировоззрения подрастающего поколения важная роль отводится эстетическому воспитанию, призванному развивать нравственно-эстетические качества и творческие способности детей, их вкусы, идеалы, культурные запросы. В процессе эстетического воспитания у молодых людей формируется отношени ...