Богатство и оригинальность содержания внешкольной работы, привлечение широкого круга специалистов широкого профиля, мастеров своего дела в различных областях искусства, труда, общественно-политической жизни позволяли применять разнообразные приемы и средства эстетического воздействия на школьников.
Сочетание групповых, коллективных и индивидуальных занятий, богатый арсенал видов и форм воспитательной работы позволяли обеспечить целостный подход к воспитанию и развитию личности кружковцев.
Перед внешкольными учреждениями стояли такие задачи, как обеспечение эстетической направленности всех сторон образовательно-воспитательного процесса, развитие у подростков эстетической активности, преобразующей мир “по законам красоты”.
Однако анализ массового опыта эстетического воспитания учащихся свидетельствует о недостатках в организации этого важного участка воспитательной работы. Так, в практике многих внешкольных учреждений зачастую эстетическое воспитание отождествлялось с художественным.
Такое отождествление сводило весь воспитательный процесс к созерцательности и просветительству.
Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях было обусловлено богатством содержания, форм и методов воспитательной деятельности в них. Чтобы повысить результативность влияния школьного учреждения, необходимо было обеспечить эстетическую направленность всех сторон образовательно-воспитательного процесса, общественной работы учащихся, эстетизацию жизни коллективов воспитанников и педагогов, практическое участие подростков в преобразовании жизни “по законам красоты”.
В ряде городов органами культуры были созданы школы искусств – новый тип внешкольных учреждений с тремя отделениями: музыки, изобразительного искусства, хореографии. В эти центры эстетического воспитания дети вместе с воспитателями приходили после уроков три раза в неделю. Занятия проводились по опытно-экспериментальной программе. Уже после первого года обучения учащиеся играли на народных инструментах, пели, рисовали и даже ставили оперы.
Важное место в эстетическом воспитании занимал фольклор и другие формы этнографической культуры. Было создано большое число детских и юношеских коллективов, работающих на фольклорном материале. Многие из них тщательно собирали образцы народного творчества и использовали их в работе над своим репертуаром.
Тем не менее, в целом сегодня еще преждевременно утверждать, что у нас в стране сложилась система эстетического воспитания. Наоборот, последнее десятилетие еще глубже обнажило издержки всей системы образования и воспитания, выразившиеся в снижении интеллектуального, эстетического, нравственного, профессионального и в целом духовного уровня развития личности. Об этом свидетельствуют полупустые театральные, концертные и выставочные залы, низкий уровень гуманитарной подготовки специалистов разного профиля, уровень преступности, тревожная тенденция отчуждения человека от обучения и его поверхностный характер.
В 80-е годы в школе преобладал крен в сторону точных и естественных дисциплин, эстетическое воспитание занимало все еще скромное место в учебных планах. Внеклассной и внешкольной воспитательной работой было охвачено не более четвертой части учащихся. Оставшиеся детские внешкольные учреждения не в состоянии компенсировать недостаток эстетического воспитания на уроках.
В основном из стен общеобразовательной школы выходили выпускники, уровень половины которых не отвечал требованиям эстетического развития, с годами же вчерашние школьники нередко утрачивали и то немногое, что приобретали в школе. По данным исследований, только примерно пятая часть работающих придает значение эстетическому качеству своего труда, а известный уровень эстетического развития свойственен лишь каждому шестому взрослому человеку.
Эстетическое воспитание – это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями той части человеческой культуры, тех элементов социального опыта, которые необходимы им для полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Целью эстетического воспитания является формирование эстетической культуры подрастающего поколения.
Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...
Проблема соотношения изучения социального опыта и формирования собственного
опыта учащихся в различных видах деятельности
Уже достаточно давно сформировался взгляд на содержание образования как на социальный опыт, включающий знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, нравственные и другие социальные ценности. Принято считать, что этот опыт представлен в содержании учебных предметов. Но содержание школьного ...
Половое воспитание. Когда начинать
Воспитание современной гармонически развитой личности - есть идеал, к которому стоит стремиться. Когда в твоей жизни появляется этот хрупкий и бесценный дар, сосуд, а именно душа человека-ребенка и мы, родители, взрослые несем огромную ответственность за воспитание своих чад. Да и любовь, заключает ...