Потребность рассмотреть проблему эстетического воспитания детей возникла в результате действия негативных социально-экономических, политических и социокультурных факторов, которые значительно ухудшили процесс и результат воспитания подрастающего поколения. Недооценка проблемы воспитания стала одной из причин кризиса таких социальных институтов, как культурно-досуговые учреждения, образовательное учреждение, семья, детская и молодежная субкультура и др. При этом практика показывает, что современные институты воспитания не только утратили позитивный опыт воспитательной деятельности, стабильность и устойчивость присущего им воспитательного пространства, но и не всегда умеют по-современному планировать, организовывать, оптимизировать воспитательный процесс.
В настоящее время основополагающим условием полноценной жизнедеятельности растущего человека становится существенное обогащение его творческой энергии и духовных сил, усиление его культуросообразующей роли. Данное обстоятельство становится императивом перспективной социализации ребенка в настоящем и будущем, актуальным направлением их культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность с детьми, являясь, по сути, уникальной системой воспитательных воздействий, способна при должном к себе внимании повысить эффективность мер, предпринимаемых государством, для оздоровления российского общества.
В этом плане приобретает важность воспитание эстетической культуры средствами культурно-досуговой деятельности, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для учреждений культуры, которые, благодаря вариативности и пластичности, способны наилучшим образом осуществлять воспитание эстетической культуры детей младшего школьного возраста.
Методологические основы дипломного исследования.
Методологические аспекты эстетического воспитания личности раскрываются в работах М.Ю. Айбазовой, Н.С. Клейменовой, И.И. Крылова, Н.И. Загоренко, Е.М.Торшилова, Т.В.Морозовой, А.С. Харина и др.
Общепедагогические основы теории и практики эстетического воспитания детей изучаются в трудах А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др.
Социокультурные основы различных видов искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения представлены в работах Л.В.Алиевой, С.Н. Ждановой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Н.С. Клейменовой и др.
Психологические аспекты теории эстетического воспитания рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др.
Тема дипломной работы напрямую связана с исследованиями культурно-досуговой деятельности (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М.Чижиков, Е.М Клюско, Н.Ф.Максютин, Ю.Д.Красильникови др.) Их издания представлены монографиями, статьями в научных сборниках, учебниках и учебных пособиях, в которых рассматривается история, теория и методика досуга, раскрыта сущность и специфику этой деятельности, обоснованы принципы организации культурно-досуговой деятельности, выявлены ее развивающий потенциал и условия реализации.
Теоретические основы исследования.
В отечественных исследованиях широко освещены вопросы формирования эстетической культуры у подрастающего поколения (Ю.В. Бореев, В.М. Григорьев, И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева, И.И. Крылов, Е.М. Торшилов, Т.В. Морозова и др.).Психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста освещаются в работах Е.А. Климова, А.Н.Кулагиной, В.С. Мухиной и др.
Отдельные аспекты воспитания детей младшего школьного возраста (уважение к труду, справедливое отношение к сверстникам, культура общения, материалистическое миропонимание, интернациональное и патриотическое воспитание и др.) отражены в исследованиях А.С. Харина, И.Ф. Харламова и др.
Фундаментальными положениями для всестороннего рассмотрения данной проблемы явились исследования, связанные с организацией культурно-досуговой деятельности с детьми, следующих авторов: Н.Н. Ерошенко, Р.Г Салатхудинов, Б.А. Титов и др.
Объектом исследования является эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования - специфика эстетического воспитания младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если: социокультурный процесс опирается на современные методологические основы в свете эстетического воспитания; воспитательный процесс будет осуществляться с помощью средств культурно-досуговой деятельности; в основу содержания воспитательной работы положено эстетическое восприятие ребенком культурно-досуговой деятельности.
Цель дипломной работы - определить сущность и раскрыть основные особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами культурно-досуговой деятельности.
Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:
1. Выявить сущность эстетической культуры индивида
2. Рассмотреть эстетическое воспитание младших школьников как важнейшее условие развитие личности.
3. Определить специфику культурно-досуговой деятельности детей
Изучить строение нравственно-воспитательной системы детей в современном обществе.
3. Охарактеризовать технологические возможности формирования нравственности ребенка в школьном учреждении.
4. Описать формы реализации процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска.
5. Провести социологическое исследование с целью выявления представления специалистов о значении и необходимости реализации процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности.
6. Подготовить и провести детское театрализованное представление эстетической направленности «Маленькая принцесса» для младших школьников.
Базой исследования послужил МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г. Тимашевска.
Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы следующие методы:
- методы аналитического исследования (теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы и диссертационных исследований по проблеме эстетического воспитания, обобщение отечественного опыта эстетического воспитания и др.);
- методы экспериментального исследования (анкетирование);
- методы изучения результатов исследования (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Структура и краткое содержание дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, проанализирована степень разработанности поднимаемых в дипломе проблем, предмет, объект исследования, определенны основная гипотеза, цель, задачи, описано краткое содержание, отраженна практическая значимость работы.
Методика проведения экспериментальных уроков курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 8-м классе
Рассмотрим, как происходило включение системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 1. «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях») 8 класса в экспериментальном обучении. Поурочное планирование [15, 19, 20, 32] курса «Основ ...
Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе
В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В): Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказа ...
Теплопередача
Теплопередача – это процесс переноса теплоты внутри тела или от одного тела к другому, обусловленный разностью температур. Интенсивность переноса теплоты зависит от свойств вещества, разности температур и подчиняется экспериментально установленным законам природы. Чтобы создавать эффективно работаю ...