Ю.К. Бабанский утверждает: «Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации», и здесь же - «Принципами обучения называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность». https://канапемания.рф кейтеринг детский день рождения доставка детских.
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин считают: «Дидактические принципы - категории дидактики, характеризующие способы использования законов и закономерностей обучения в соответствии с целями воспитания и образования».
По мнению других ученых, «Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями».
Как видно, единого подхода к определению рассматриваемого понятия нет. В связи с этим можно высказать свое видение определения данного понятия в рамках рассматриваемой проблемы.
Принцип обучения определяется как категория дидактики. Следует определить, к какой категории дидактики относятся межпредметные связи.
В дидактике одной из функций межпредметных связей является развивающая функция, которая проявляется в системности мышления, гибкости и самостоятельности ума.
Реализация межпредметных связей придает общему образованию ту целостность, которая делает его системой. К системности знаний в образовании можно прийти только через системность в обучении. Придавая учебным предметам, характер системности, межпредметные связи обобщают знания и делают целостными мировоззрение учащихся и саму его личность, т.е. способствуют развитию обучаемых (Гурьев А.И., 2002).
Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения.
Функция обучения — это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленность и результативность в формировании личности ученика.
Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Единство функций есть результат целенаправленного построения процесса обучения как учебно-воспитательной системы.
В настоящее время, когда построен фундамент теории развивающего обучения, разработана теоретическая модель интегральной личностно-ориентированной педагогической системы, в основании которой положен принцип развивающего обучения с его сущностными и нормативными функциями, появилась реальная возможность раскрыть теоретическую роль межпредметных связей в дидактике, в конкретной педагогической системе.
Появление в дидактике принципа межпредметных связей должно привести к организованному, целевому совершенствованию методики формирования у учащихся единого комплекса знаний, умений и навыков всем дисциплинам естественного цикла.
А.И. Гурьев выделяет несколько направлений влияния принципа межпредметных связей на педагогический процесс:
§ увеличение информационной емкости формируемого понятия;
§ углубление сущностной стороны формируемого понятия;
§ совершенствование последовательности развития понятия;
§ совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии;
§ формирование концептуального мышления;
§ осознание учебного предмета в общей системе других наук;
§ осознание системности знаний;
§ постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей;
§ развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний;
§ формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний;
§ выявление способов получения новых знаний.
Все более обнаруживается, что традиционное понимание межпредметных связей явно исчерпало свои гносеологические возможности и не может уже в современной системе образования обеспечить эффективное обучение.
Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения. Отсюда легко видеть различие между межпредметными связями в традиционном обучении, где управление осуществляется лишь внешней деятельностью учащихся, и в условиях развивающего обучения, где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.
В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
Разработка мелкоделяночного опыта и
его апробация
Полученные удобрения, по технологии указанной выше, на основе осиновой коры и сапропеля апробировали в мелкоделяночном опыте, заложенном на стационаре Красноярского государственного аграрного университета. Схема опыта включала следующие варианты: 1. Почва (без внесения удобрений) - контроль; 2. Поч ...
Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
Гуманность или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением гоминид – в Homo sapiens, стада – в общество. Свидетельства его древности сохранили и языки, и п ...
Социальная поддержка семьи
Прежде всего, семьи алкоголиков – это, как правило, малообеспеченные семьи. Они нуждаются в различных социальных пособиях и субсидиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федеральным законом «О государственных пособиях г ...