В истории исследования и практической реализации проблемы межпредметных связей можно выделить три основных периода:
· когда она трактуется как идея единства, целостности научных знаний, их тесной связи с действительностью. Хронологически - это 1917-1931 гг.
· когда она стала рассматриваться вначале лишь узкодидактически как требование согласовывать содержание учебных дисциплин, а в дальнейшем, резко расширяясь, затрагивая все стороны учебно-воспитательной деятельности школы. Хронологически - это 1954 -1965 гг. Время, когда школа работала по относительно устойчивым программам. В этот период появляется большое количество методической литературы по межпредметным связям.
· это начало движения за научное оформление идеи межпредметных связей, использование ее в условиях предметного преподавания на основе нового содержания образования. Начало этого периода падает на 1966 год, когда постепенно школа стала переходить на новое содержание образования. В этот же период достоянием педагогической общественности становятся многочисленные кандидатские диссертации, посвященные выявлению научных основ межпредметных связей.
Схема 1
Основные периоды развития проблемы межпредметных связей
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Сам факт периодически бурно проявляющегося широкого общественного внимания к данной идее говорит о практической и теоретической важности ее, о том, что она органически присуща образовательно-воспитательному процессу, что искусственное замораживание ее всегда отрицательно сказывалось на постановке и решении ведущих вопросов обучения и воспитания.
Были попытки провести анализ феномена межпредметных связей как дидактического принципа, а также ввести понятие об уровнях их реализации. Межпредметные связи по их сущности и функциям можно отнести к принципам обучения, т.е. признать, что они представляют собой одно из таких главных руководящих положений педагогической теории, которые относятся ко всему процессу обучения в целом и распространяются на все учебные предметы. Это, естественно, должен быть дидактический принцип, определяющий развитие способное учащихся к концептуальному мышлению, т.е. к целостному видению мира.
Принцип межпредметности способствует реализации каждого из других принципов обучения так же, как все эти принципы создают дидактические основы для планомерного осуществления межпредметных связей. Взаимосвязь принципов обучения с принципом межпредметности представлена на схеме 2 .
Схема 2
Взаимосвязь принципа межпредметных связей с дидактическими принципами
![]() |
В настоящее время дидактические принципы могут быть однозначно понимаемые только в контексте целостной педагогической концепции. Поэтому рассматриваются принципы обучения в рамках конкретной системы обучения, а именно интегративно, личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения.
Прежде всего, следует провести анализ сущности понятия «принцип обучения» рассматривавшегося ведущими педагогам: и дидактами прошлого века.
В.В. Давыдов дает толкование принципам обучения следующее: «Принцип — некоторое обобщающее теоретическое положение, применимое ко всем явлениям . С нормативной точки зрения, принцип - определенное руководство к практическому педагогическому действию . Принципы обучения направляют деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики».
Современные формы и методы работы педагога по формированию ЗОЖ
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представл ...
Развитие произвольности как основа воспитания целеустремленности у детей
старшего дошкольного возраста
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно – эстетическое воспитание детей, задачи которого: Повысить эффективность художественно – эстетического воспитания; Пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли и чувства в рисунке; Формировать умение использовать на ...
Психометрические теории интеллекта
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 году. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: ...