Схема 3
Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс
увеличение информационной емкости формируемого понятия |
углубление сущностной стороны формируемого понятия |
совершенствование последовательности развития понятия |
совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии |
формирование концептуального мышления |
осознание учебного предмета в общей системе других наук |
осознание системности знаний |
постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей |
развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний |
формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний |
выявление способов получения новых знаний |
Исходя из анализа различных подходов к определению статуса межпредметных связей, по мнению А.И. Гурьева, не определяют полностью их сущность, а лишь отражают часть данной проблемы. Он считает, что межпредметные связи - общедидактическое понятие, которое в профессиональной деятельности учителя должно осознаваться и рассматриваться на различных уровнях:
1. межпредметные связи являются отражением межнаучных связей в учебном процессе (на уровне дидактического явления);
2. межпредметные связи являются средством, обеспечивающим взаимную согласованность учебных программ и учебников по разным предметам с целью повышения научного уровня преподавания основ наук, формирования диалектического мировоззрения учащихся, развития их творческих способностей (на уровне дидактического условия);
3. межпредметные связи являются интегрирующим звеном в системе дидактических принципов: научности, систематичности, целостности, преемственности и так далее, так как определяют целевую направленность всех вышеперечисленных принципов на формирование в сознании человека целостной системы знаний о природе и обществе, и также как и принципы преемственности, единства сознания, личности, деятельности являются основополагающим элементом в целостной системе дидактических принципов (на уровне дидактического принципа);
4. межпредметные знания являются самостоятельной областью дидактических знаний, имеющей психолого-педагогическое обоснование и характеризующейся целостной структурой принципов, методов и средств обучения, с помощью которых формируется новый тип знаний - "межпредметных знаний", позволяющий развивать концептуальный стиль мышления учащихся, характеризующийся целостным видением окружающего мира.
Использование межпредметных связей, по мнению С.Ю. Астаниной, существенно облегчается, если визуальные средства обучения (рисунки, графики, другие изобразительные средства и иллюстрации) из вспомогательных становятся основными, активизирующими и направляющими познавательную деятельность школьника.
Информированность
преподавателей о внедрении рейтинговой оценки ВУЗов
Изучение проблем, связанных с внедрением в ТюмГУ системы рейтинговой оценки преподавателей целесообразно начать с изучения информированности преподавателей о разных ее аспектах. Вообще, по мнению специалистов в области управления персоналом, внедрению подобной оценки должна была предшествовать боль ...
Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...
Разработка модельного опыта и его
апробация
Разработку модельного опыта начали с составления схемы опыта и подробной программы исследований. Приготовление новых видов удобрений провели методом компостирования сосновой коры и сапропеля и осуществляли в лабораторных условиях в пластмассовых сосудах в течение одного года. Схема опыта включала с ...