Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости

Новое образование » Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью умственной отсталости » Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости

Страница 4

3. Неустойчивый характер умственно отсталых индивидов характеризуется особой неустойчивостью интересов, быстрой сменой желаний, частыми, но поверхностными колебаниями (преимущественно повышенного) настроения, неусидчивостью, неспособностью к даже малейшему волевому усилию, с постоянным стремлением к новым впечатлениям, бродяжничеством и тунеядством.

4. Астеническим психопатическим характерам у умственно отсталых подростков свойственны робость, страх, невротические жалобы, элементарные фобии, чувства обиды на окружающих людей, комплекс неполноценности, неуверенность, мнительность, ипохондрические переживания.

Д.Н. Исаев и Б.Е. Микиртумов (1978) у легко умственно отсталых подростков описывают следующие типы психопатоподобных расстройств:

Аффективно-возбудимый тип, который характеризуется бурными вспышками гнева на обиды и огорчения, большой нетерпеливостью, колебаниями настроения, склонностью к реакции протеста. (Исаев Д.Н., 2003).

Астенический тип, отличающийся примитивными депрессивными реакциями, возникающими на собственный дефект и связанные с ним неудачи и разочарования, инфантильными реакциями отказа, во время которых подолгу ни с кем не разговаривают, ни на кого не смотрят, не едят, сидят, понурив голову, или бродят в стороне от всех.

Неустойчивый тип, проявляющийся легкой подчиняемостью, имитацией негативных образцов поведения, зависимостью от других, нередко оказывается слепым орудием в руках антисоциальных элементов.

Дисфорический тип, присущий главным образом одноименной форме умственной отсталости, характеризуется злобной напряженностью, мрачной раздражительностью, склонностью к агрессии со способностью наносить тяжкие повреждения, к аутоагрессии, разрушительным действиям.

Перверзный тип, который проявляется дромоманией, булимией или, чаще, гиперсексуальностью, сексуальными девиациями (развратными действиями, эксгибиционизмом, гомосексуальными контактами, самоудавлением с целью сексуального удовлетворения).

М.С. Певзнер (1960), характеризуя клинические варианты детей-олигофренов, отмечает существование среди них таких, у которых недоразвитие их познавательных процессов связано с глубокими дефектами их поведения. Она описывает несколько вариантов. Один – патологически возбудимые дети, легко растормаживающиеся, становящиеся беспокойными, трудно организуемые. Другой – дети истощаемые, легко тормозимые, вялые и инертные. Третий – дети, отличающиеся сочетанием недоразвития познавательной деятельности с резким нарушением целенаправленной деятельности и мотивации поведения.

Психопатоподобное поведение у умственно отсталых подростков рассматривают нередко как проявление декомпенсации их основного синдрома. Она особенно выражена в пубертатном возрасте.

Умственно отсталых детей и подростков с нарушением поведения, которые наблюдались психиатрами, можно представить в следующих группах.

1) Делинквентное поведение.

Частота нарушений поведения у умственно отсталых детей, обучающихся в специальных учебных заведениях, может быть представлена следующими цифрами: побеги, бродяжничество – 72% случаев, агрессия – 50%, воровство – 43%, токсикомания, алкоголизация, наркотизация – 38%, непослушность, грубость – 43%, сексуальные девиации – 40%, участие в антисоциальных компаниях – 55%.

Их поведение характеризуется проступками, мелкими провинностями, не достигающими степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов школы, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательства над маленькими и слабыми, отнимания денег, угона велосипедов, домашних краж. Причины делинквентного поведения, как правило, социальные, в первую очередь связаны с недостатками воспитания.

2) Гипердинамические нарушения поведения

Клиническая картина этих нарушений характеризуется двигательной расторможенностью, нарушением концентрации внимания, недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим сочетается импульсивность, они нередко получают взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Из-за затруднения освоения школьного материала этими детьми приходится ставить вопрос о профиле их обучения. Со временем гипердинамический синдром утяжеляется, появляются дополнительные симптомы, что серьёзно затрудняет абилитацию умственно отсталых подростков.

Виды поведенческих расстройств.

1) Побеги из дома(интерната) и бродяжничество.

Побеги из дома (интерната) и бродяжничество выявляются в 4% всей популяции умственно отсталых детей. Среди выпускников вспомогательной школы их 16,2%. В трети случаев уходы из дома сочетаются с делинквентностью. Большая часть из убегающих детей – мальчики. Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста против чрезмерных требований, из-за жестокого обращения, расправ со стороны родных или товарищей, а также из-за опасной для ребенка ситуации в семье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разреши ...

Неблагополучные семьи. Особенности детей из семей с алкогольной зависимостью
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнориру ...

Понятие «познавательная активность». Активизация познавательной деятельности
Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации поз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru