Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в его личностной зрелости.
Взрослый как представитель внешнего мира может способст вовать личностному росту обучаемого в том случае, если не будет навязывать «Я - идеальное», а будет принимать «Я - реальное».
С нашей точки зрения, коммуникативная и смысловая дидактика идея, требующая как теоретического осмысления, так и обоснованного создания новой технологии обучения (как учить определять смыслы получаемых знаний). Но надо иметь в виду, что в недалеком прошлом, в середине 80-х гг. М.И. Махмутовым были предложены бинарные методы. Бинарные методы обучения М.И. Махмутова, построенные на взаимодействии учителя с учащимися были инновационными и составили эпоху в развитии дидактики.
Рассмотрим, как проявляется дидактическое общение в методах обучения, которые названы бинарными М.И. Махмутовым в связи с их коммуникативной природой. Ранее мы пытались их обосновать коммуникативной природой.
Эти методы показывают, какие действия использует преподаватель, сотрудничая с обучаемыми, как выбираются и применяются приемы и способы решения различных дидактических задач.
Самые распространенные методы - это информационно- сообщающий метод преподавания (описательное объяснение учебного материала и сообщение сведений и фактов) и исполнительский метод учения (действие по образцу и правилу). Поскольку деятельность обучаемых - в целенаправленном восприятии рассказа и объяснении учителя, запоминании образца действий, основных фактов, то общение учителя с учеником должно способствовать этому.
Прежде всего, учитель должен строить свое сообщение так, чтобы его слышали и слушали, настроить учащихся на восприятие информации. Коммуникативная задача педагога - как можно дольше удержать на себе внимание обучаемых за счет вербальных и невербальных средств.
Излагая новый материал, педагог обращает внимание на те места, которые носят не только информационный характер, а непосредственно воздействующий на обучаемых. Он выделяет «ударные» слова, определяет ход своих мыслей в виде схемы: «Мы знаем ., следовательно», «формулы перехода» типа «не менее важным является .».
В информационно-сообщающем методе преподавания невербальные средства общения выполняют особую функцию. Они разделяются на поисковые (при ориентировке и установлении контакта), корригирующие (слушание учеников, исправление действий), регулирующие. Эти средства направляются на создание эффекта доверия к услышанному, обеспечивая большую открытость учителя. Вербальные средства общения в информационно-сообщающем методе преподавания подчиняются развернутости, произвольности, организованности монологической речи.
Поскольку после изложения материала, обучаемые должны сами выполнить действия по показанному образцу, педагог определяет, кому и как следует дать задание (в поощрительной форме, в форме прямых указаний: «сделай вывод», «напиши формулу», «составь уравнение» и пр.). Необходимо знать, нужно ли требование или достаточно просьбы, кому адресовалось первое и почему, возможно ли организовать исполнительский метод обучения такими методами воздействия, которые ведут к сближению контактов (просьбой, поощрением самостоятельности, доверием, согласием, одобрением и пр.), повышают благоприятную психологическую атмосферу общения.
Следующая группа методов - объяснительный метод преподавания и репродуктивный метод учения. Особенности общения педагога в этом методе преподавания сводятся к большей внутренней диалогичности, а, значит, к иной конструкции своей речи, способствующей большей доверительности к излагаемым фактам.Композиционно речь педагога должна быть таковой, чтобы внушать ученикам научную идею, убеждать их в ее истинности. Поэтому она в большей мере ситуативна и контекста, имеет элементы непроизвольности. Ученики реконструируют, репродуцируют логику научного открытия, включаются в диалог с педагогом задавая вопросы при завершении изложения материала. Показательное изложение основывается на монологе при внутреннем диалоге.
Результаты и выводы экспериментального исследования
Таким образом, исследование взаимодействия в игровых формах коллективного (группового) обучения старших дошкольников позволило обнаружить повторяющиеся факты, свидетельствующие о закрытости мира ребенка миру взрослого, что говорит об отсутствии в широкой педагогической практике личностно - ориентир ...
Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста в контексте
современных концепций детства
Что мы знаем о детстве? В силу широкой распространенности данного понятия каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека. Но именно за простым с обывательской точки зрения пониманием детства скрывается неопознанность и необ ...
Средства, методы, формы и приемы социально-педагогической и психологической
деятельности
Для осуществления любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом. "Если цели и задача воспитания, ег ...