Учение без принуждения реализуется через:
· требовательность без принуждения, основанную на доверии;
· увлеченность, рожденную интересным преподаванием;
· замену принуждения желанием, которое порождает успех;
· ставку на самостоятельность и самодеятельность детей; Роторная воздуходувка рутса www.vac-industry.ru.
· применение косвенных требований через коллектив.
Суть нового индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
· отказ от ориентации на среднего ученика;
· поиск лучших качеств личности;
· применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
· учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;
· прогнозирование развития личности;
· конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Реализация учителем личностного подхода (по Г.К. Селевко — Н.К. Тихомировой) заключается в следующих положениях:
· Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.
· Создавать такую обстановку учения, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание к нему.
· Исключить принуждение, а также всякое выделение отставания и других интересов ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
· Организовывать «атмосферу успеха», помогать детям учиться победно, обретать уверенность в своих силах и способностях.
· Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих, развивать сознание причастности к своему коллективу и к социальному целому.
· Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть личностью.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала, применения современных информационно-технических средств обучения и т.д.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов, «чему» и «как» учить сегодня детей:
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• происходят объединение, интеграция школьных дисциплин;
• развиваются вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция учения.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в целом ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов:
• в опорных сигналах В.Ф. Шаталова;
• в идее свободного выбора, опережающего обучения С.Н. Лысенковой;
• в идее крупных блоков П.М. Эрдниева;
• в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского;
• во всестороннем развитии личности по Л.В. Занкову;
• в системе развития творческих и исполнительских способностей по
И.П. Волкову;
• в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского; .
• в развивающем обучении Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова;
• в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина;
• в идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина,
Б.М. Неменского, педагогике здорового развития Б.П. и Л.А. Никитиных и др.
Концепция гуманистического коллективного воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:
· сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
· превращение школы Знания в школу Воспитания;
· постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
· гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
· новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической
стороны речи, лексико-грамматического строя и формирования связной речи
Особенности логопедической работы по развитию фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей со средней степенью является более длительным и сложным процессом, ч ...
Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика
контингента
Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами: Принцип гуманизма – любое и ...
Этапы научно-исследовательской работы
студентов
Научно-исследовательскую работу можно условно разделить на три этапа: констатирующий, обучающий, контрольный. Начальный этап констатирующий, включает выбор темы исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению поставленной проблемы; изучение существующих в т ...