Среди наиболее часто используемых в образовательном процессе педагогических технологий, вследствие их высокой эффективности можно назвать технологии сотрудничества, развивающего обучения, проектирования, проблемного и модульного обучения, уровневой дифференциации, а так же групповые и игровые технологии .
Технологии сотрудничества
Сотрудничество — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Педагогика сотрудничества — одна из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Симоном Львовичем Соловейчиком (1930-1996) и Владимиром Михайловичем Матвеевым (1932-1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Они же дали название технологии — педагогика сотрудничества.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.
В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления:
· Гуманно-личностный подход к ребенку.
· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
· Концепция гуманистического коллективного воспитания.
· Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Гуманно-личностный подход представляет собой совокупность принципиальных положений, определяющих отношение к личности ребенка. Сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.
Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:
· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
· новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;
· формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
· личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе полноценная человеческая личность;
· личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
· личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;
· каждый ребенок талантлив (обладает способностями);
· приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманное отношение к детям включает:
· педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
· оптимистическую веру в ребенка;
· сотрудничество, мастерство общения;
· отсутствие прямого принуждения;
· приоритет положительного стимулирования;
· терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
· уравнивание ученика и учителя в правах;
· право ребенка на свободный выбор;
· право на ошибку;
· право на собственную точку зрения;
· соблюдение Конвенции о правах ребенка;
· стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
Развитие воспитательной системы
Воспитательная система - не застивший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, ...
Психометрические теории интеллекта
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 году. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: ...
Лечебно-оздоровительная работа
К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия. И.М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека ...