Современная система образования России испытывает серьезное детерминирующее воздействие со стороны коренных структурных изменений рынка труда. В регионах идут мощные процессы интеграции и реструктуризации экономики, формирующие новые социальные требования, предъявляемые к образованию личностью, обществом, государством. Общество желает видеть в выпускнике не только специалиста, владеющего современными базовыми знаниями и профессиональными компетенциями, но и творческую, высокодуховную, активную личность, способную к саморазвитию, самосовершенствованию, непрерывному образованию.
В условиях постиндустриальной цивилизации велика роль профессионалов в целом, поскольку именно они, в значительной степени являются носителями социально-технологического, алгоритмического и системного мышления, необходимого для воспроизводства процессов глобального технического развития. Высокая гражданская ответственность перед обществом и сложность подготовки таких специалистов предопределяет сущностные характеристики концепции их профессионального обучения. Ими должны стать системность, адаптивность, непрерывность, преемственность, гибкость, саморазвитие, распределенность во времени и пространстве. В этом контексте важная роль отводится системе непрерывного образования, которая призвана выявлять таланты и максимально их раскрывать, прививать вкус к обучению, учить получать удовольствие от этого процесса, учить учиться, развивать любознательность. Интеграция Росси в мировое сообщество находит свое отражение и в сфере образования, где необходимо формировать навыки социального взаимодействия и стимулировать желание самостоятельно получать знания.
Таким образом, система образования способна адаптироваться к изменяющемуся обществу за счет широкой диверсификации образования – как в области структуры, так и в области содержания и методов обучения.
Существующая модель системы образования практически исчерпала свои ресурсы. Чаще всего она обладает свойствами, позволяющими обеспечить реальный сектор экономики специалистами нужного уровня. Здесь необходимы инновационные структурные сдвиги, подержанные на федеральном уровне соответствующими нормативными актами.
Один из путей решения этой проблемы мы видим в организации системы высокоэффективного непрерывного профессионального образования, которую необходимо конструировать в соответствии с технологией социального проектирования и адаптивных образовательных систем. Адаптивность и самообучение позволяют эффективно функционировать в динамичной социально-экономической среде, на деле обеспечивая непрерывное образование для каждого человека.
Новые социально-экономические, политические, правовые и нравственные отношения, определяющие тенденции развития современного общества, способствуют реформированию системы образования, создают объективные предпосылки для обновления и эффективного функционирования непрерывного профессионального образования. Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, предъявляют новые требования к уровню подготовленности человека как способности решать им поставленные временем задачи. Универсализация, оптимизация и конкретизация процесса обучения на основе принципов целеориентированности, поэтапности, коллективности при формировании креативности сознания человека является эффективной основой развития системы образования и создания системы непрерывного образования.
Многоуровневое непрерывное профессиональное образование представляет собой систему непрерывного интенсивного образования. Эта система обеспечивает последовательное получение разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества в современных социально-экономических условиях.
На современном этапе развития непрерывного профессионального образования, несмотря на успехи его реализации, все же существует необходимость разрешения ряда проблем-противоречий:
- между государственной системой профессионального образования, которая в силу объективных причин не может оперативно реагировать на динамично изменяющиеся требования к подготовке новой квалифицированной рабочей силы, и потребителями ее профессиональных образовательных услуг;
Понятие культуры межнационального общения
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...
Изменение характера труда в сельскохозяйственном
производстве и требования к подготовке кадров
Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве, новые техника и технология предъявляют все более высокие требования к труженикам сельского хозяйства. Они должны обладать определенной подготовкой, чтобы уметь правильно эксплуатировать новые средства, полностью использовать их возможности и, кроме ...
Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика
контингента
Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами: Принцип гуманизма – любое и ...