Внедрение концепции личностно-ориентированного образования означает необходимость в пересмотре системы организации процесса воспитания. Вместе с тем, многие из преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений не осознают, что это означает существенное изменение собственной профессиональной позиции, переход от функций трансляций и интерпретаций знаний к психолого-педагогической поддержке в субъектном освоении этих знаний. При этом понятие «психолого-педагогическая поддержка студентов» понимается ими чрезмерно заужено как помощь, оказываемая квалифицированными специалистами нуждающимся в ней студентам, причем только тогда, когда возникает эта нужда.
Современные российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении, что это гораздо более обширное понятие. Оно включает в себя превентивную и оперативную помощь преподавателей учебного заведения в решении различных индивидуальных проблем обучающихся. Такие проблемы могут быть связаны с физическим и психическим здоровьем учащихся, их социальным и экономическим положением, успешным продвижением в учебе, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, а так же жизненным, профессиональным и этическим выбором.
Основные концептуальные положения, представляющие психолого-педагогическую поддержку, были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наиболее успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух сущностно различных процессов – социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование у молодежи социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Последователи О.С. Газмана внесли некоторые коррективы в понятие «психолого-педагогической поддержки», сконцентрировав внимание на педагогической стороне ее реализации:
· во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию, а гармонично сочетаются с ней;
· во-вторых, концепция педагогической поддержки выступает как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования;
· в-третьих, педагогическая поддержка – это мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности молодого человека, развитие его индивидуальности.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.
Предметом педагогической поддержки становится специальный процесс совместного с личностью поддерживаемого, определения ее собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ей сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Изучению конкретных механизмов и условий реализации на практике стратегии психолого-педагогической поддержки студентов посвящены работы В.П. Бедерхановой, Ф.И. Кевля, Н: Н. Михайловой, Т.А. Строковой, Б.Е. Фишман, Т. В; Фроловой, С.М. Юсфина и др.
Неблагополучные семьи. Особенности детей из семей с алкогольной
зависимостью
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семья группы риска, негармоничная семья. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнориру ...
Использование видеоматериалов для подготовки специалистов нового типа
За последнее десятилетие немало было сказано об изменении концепции образования, разработке инновационных методик преподавания, применении новых технологий в процессе обучения. В настоящее время перед преподавателями открыты широкие возможности для обучения теоретическим и практическим дисциплинам ...
Исследование агрессивных реакций у подростков с легкой степенью умственной
отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования агрессивных реакций по методике Басса-Дарки у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 2. Рис. 2. Средне-групповые значения уровня агрессии подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без ...