Формирование умений младших школьников умений самостоятельно работать с текстом

Страница 3

В эту карточку включено лишнее действие, которым часто злоупотребляют дети при любом задании по тексту (пересказ), и в ней изменен порядок действий. За внешней простотой игры скрывается необходимость определить рациональность, последовательность действий. Нередко в первой игре дети ставят цифры подряд, не вдумываясь в смысл действий.

Карточка № 2

Задание: подготовить подробный пересказ небольшого рассказа

**********************

Наметить его основные смысловые части (картины).

Подобрать заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

Пересказать весь рассказ по плану при закрытой книге

***********************

самостоятельный работа чтение школьник

В карточке оставлено место для вписывания первого и последнего действий.

Следует отметить, что проводить игры и беседы по ним нужно компактно, не растянуто, чтобы не отвлекать внимание детей от конкретного содержания текста.

Практической задачей этих сознательных упражнений является совершенствование результата действия. Для этого учащийся должен знать недостатки своей работы. Именно поэтому полезно постоянно анализировать работы, полученные в результате выполнения задания. Так осуществляется внешняя обратная связь.

Для осуществления внутренней обратной связи ученики должны получить необходимые критерии - требования к тем или иным результатам разработаны по заданиям. Например, можно пояснить, что при кратком пересказе недостаточно сократить рассказ так, чтобы он был просто маленьким. Важно, чтобы вместе с сокращением он не утратил содержательность и логики, остался понятным, интересным и соответствовал плану.

В процессе анализа плана обязательно отмечается логичность и стройность его, правильность и точность формулировок, отсутствие повторения, выбор главного в рассказе. Полезно давать и образцы выполнения задания, демонстрировать лучшие работы. Постепенно у детей складывается представление о том, каких ошибок и как надо избегать. Это помогает им осуществлять самоконтроль.

Можно систематически включать в урок анализ процесса работы детей, чтобы была ясна связь между ошибками в их работе и пропуском соответствующих действий, необходимых для качественного выполнения задания. Например, кто-либо из учеников при опросе не смог подробно пересказать текст. Выясняется, что дома он читал его много раз, но не пользовался правилом. Ученики подробно перечисляют, что нужно сделать для точного и правильного выполнения задания.

Так в процессе анализа работ осуществляется обратная связь, необходимая для управления умственной деятельностью детей, отрабатываются конкретные пути работы и одновременно уточняется и усваивается определенная информация из учебной книги.

Перед выполнением работы учитель может предложить ученикам спланировать предстоящую деятельность: «Расскажите, как вы будете работать над планом (над пересказом и т.д.)». «Подскажите, как лучше работать над ответами на вопросы», «Скажите, как надо выполнять такое задание», «Давайте подумаем, как дома вы будете работать, чтобы подготовить полный пересказ».

Эти формы обратной связи дают возможность учителю руководить работой детей, следить за ее особенностями у каждого ученика и находить ошибки в выполнении того или иного задания, как дома, так и в школе, т.е. делает процесс обучения управляемым.

Подробные правила, содержащие ряд последовательно отрабатываемых действий, могут быть составлены при формировании любого умения покажем, как формируются умения, специфичные для работы с художественным произведением.

Приведем пример, как включается в урок работа над умениями с применением правил при чтении рассказа Соколова-Микитова «Осень в лесу» 2 класс).

Цель урока: создать в воображении детей картины осени в лесу, описанные автором; показать учащимся способы работы над умениями самостоятельно составлять план и пересказывать прочитанное.

I. Проверка домашнего задания

а) чтение наизусть стихотворения Е. Трутневой «Осень»;

б) подготовка учащихся к чтению нового рассказа и чтение его вслух.

Учитель сообщает, что Иван Сергеевич Соколов-Микитов очень любил и хорошо знал природу. Мы уже прочитали несколько его рассказов (учащиеся называют их). А сегодня почитаем о том, какие удивительные картины природы заметил и описал автор в осеннем лесу», - говорит учитель.

Учитель читает описание и спрашивает детей, что же увивид писатель в осеннем лесу.

II. Самостоятельная работа. (Задание для самостоятельной работы записаны на доске, прочитываются учащимися перед их выполнением.) Составление плана.

Задание: определить последовательность описания осени в лесу.

1. Прочитать рассказ

2. Найти вступление к рассказу; отметить его начало и конец.

3. Найти следующую часть о растениях, отметить ее конец.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Методы научного познания
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием (Глазунов, 2002). Его основу составляют отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной научной деятельности, называемой практикой. Потребности практики служат движущ ...

Проблемы модернизации общего образования и пути их решения
Базовое звено модернизации образования - общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования. Однако на пути становления нового качества образования, необходимо разреши ...

Функциональный аспект особенности использования речи учащимися с умеренной умственной отсталостью как регулятора поведения
В параграфе говорится об особенностях речи детей с умеренной умственной отсталостью при гидроцефалии, шизофрении, ревматизме либо травмах головного мозга и эпилепсии. Более сложной для детей с умеренной умственной отсталостью оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru