Необходимо отметить следующий факт.
Известно, что и в І классе учащиеся могут самостоятельно выполнять простейшие задания, например, выборочно читать. Однако учителю постоянно приходится диктовать учащемуся способы работы: «Прочитай эту часть рассказа», «Отметь начало и конец предложения, которое нужно выделить для ответа на вопрос», «Прочитай его вслух» и т.д. При этом учитель и весь класс участвуют в работе и во время ответа ученика направляют и дополняют его ответ.
Другое дело, если учитель, рассматривая с учениками последовательность работы над текстом, обращает их внимание на вопросы к тексту и предлагает им предварительно ознакомиться с ними (если первичное ознакомление с текстом уже проведено). Такой подход делает последующее чтение текста более целенаправленным, так как отмечаются места, в которых можно найти тот или иной ответ.
Прослеживая подробно порядок работы, учащиеся с помощью учителя составляют правило действия. Например, правило для выработки умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту может иметь такой вид. (Некоторые устные пояснения находятся скобках.)
Задание: ответить на вопросы.
1. Прочитать вопросы (вопросы следует знать заранее, для того чтобы целенаправленно читать текст).
2. Прочитать рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
3. Найти в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить, например, галочкой).
4. Проверить себя: закрыть книгу и ответить для себя на все вопросы.
Первичное чтение и анализ текста проводятся вместе с учителем до самостоятельной работы. Систематическое использование указанного правила приводит к формированию у детей прочного и осознанного умения отвечать на вопрос. Это наиболее простое умение, и в то же время именно с него начинается анализ содержания текста. Затем можно перейти к следующему правилу, вырабатывающему умение составлять план текста.
Для обучения детей этому умению целесообразно предложить им такое правило.
Задание: составить план рассказа.
1. Перечитать весь рассказ (наметить для себя, его части).
2. Разделить рассказ на части, отметив начало и конец каждой части точкой или галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
3. Перечитать первую часть, выделяя в ней главное (отметить важные места в тексте или выписать их в тетрадь).
4. Озаглавить эту часть (выразить главное в этом предложении и записать свой заголовок в тетради).
5. Эту же работу выполнить при чтении следующих частей.
6. Проверить себя, прочитать план, просмотреть рассказ, убедиться в том, отражает ли план главное (не упущено ли основное, не повторяются ли заголовки, помогают ли заголовки вспомнить содержание рассказа).
Для обучения умению пересказывать (полно, кратко) можно использовать можно использовать примерно такие правила.
Задание: подготовить подробный пересказ небольшого рассказа.
1. Перечитать рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
2. Наметить его основные смысловые части (картины).
3. Подобрать заголовки к частям (своими словами или словами из текста)
4. Пересказать весь рассказ по плану при закрытой книге.
5. Проверить себя по книге, бегло рассмотрев рассказ.
В данном задании не раскрыты действия по составлению плана, так как они уже известны учащимся (отработаны заранее).
Задание: составить сжатый пересказ по плану.
1. Перечитать текст.
2. Составить план (определить части, выделить в них главные предложения, озаглавить их).
3. Рассказать о главном, о котором говорится в каждой части.
4. Пересказать рассказ сжато, используя план; отразить самое главное и части.
5. Проверить, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главное. Сравнить подробный и сжатый пересказы (если они ранее были составлены).
Каждое новое задание и порядок его выполнения целесообразно вводить через несколько уроков. В этом случае умения будут формироваться ступенчато: если первое умение уже почти сформировано, то последнее только еще вводится. Отработка же их проходит параллельно, взаимосвязано, чтобы ни одно из них не было утрачено.
Чередование заданий на уроках зависит от объема, характера текста и степени знакомства с ним.
Для творческого подхода и продумывания логики выбора действий полезно вводить своеобразную дидактическую игру по карточкам. В игре используются проблемные ситуации. Делается это так. Через 1-2 урока после введения соответствующего «порядка работы» детям раздаются карточки. В них предлагается деформированная последовательность действий по изучаемым видам заданий. Формулировка действий несколько изменена, чтобы главное внимание обращалось на смысл действий. Перед каждым пунктом надо обозначить цифрой последовательность выполнения названного действия и вычеркнуть ненужный, лишний для этого задания пункт.
Вот примеры карточек, которые мы предлагали ученикам.
Карточка № 1
|
Теория Пиаже
Исследования Жана Пиаже называют клиническим подходом к пониманию мыслительных процессов у детей. По сути его метод состоял в свободной беседе с детьми различного возраста с целью выяснить особенности их восприятия и понятийного мышления от рождения до юношества. Среди основных понятий, которыми оп ...
Анализ имеющихся ИКТ для знакомства дошкольников с цветом
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информац ...
Сущность и формы социальной поддержки алкоголезависимых семей,
воспитывающих детей дошкольного возраста
Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной подде ...