Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного логического мышления, речевого развития дошкольников

Новое образование » Исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения » Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного логического мышления, речевого развития дошкольников

Страница 4

По рисунку 3 явно просматривается отсутствие показателей патология и слабый уровень речевого развития в обеих группах испытуемых.

Рисунок 3. Результаты исследования речевого развития по методике «Речевые классификации» детей с нарушением зрения и детей с нормативным развитием

По 6,7% испытуемых показали высокий уровень у той и другой группы. 26,7% - хороший уровень продемонстрировала группа детей с нормативным развитием, а группа испытуемых с нарушением зрения 33,3%. Есть некоторое различие, следовательно, можно предположить, что речевое развитие лучше у детей с нарушением зрения. Средний уровень в группе детей с нормативным развития показали 66,6%, в группе детей с нарушением зрения - 60 %. Группы в целом, продемонстрировала хорошие результаты.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что группа детей с нарушением зрения не превосходит группу детей с нормативным развитием по уровню кратковременной речевой памяти. Такая же закономерность наблюдается в диагностике уровня понятийного логического мышления и понятийного речевого мышления - дети с нарушением зрения не превосходят детей с нормативным развитием по уровню развития данных видов мышления. Таким образом, гипотеза о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, способствует оптимальному развитию познавательных процессов, нашло свое подтверждение.

Таким образом, теоретический анализ и эмпирическое исследование поставленной проблемы, позволяют сделать следующие выводы.

Психическое развитие ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности. Ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта. А некоторые психические функции (светоощущение, объем восприятия) зависят также и от характера патологии. Имеются психические процессы, на которые нарушение зрения оказывают опосредованное влияние (например мышление). Также имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии не зависят (мировоззрение, темперамент, характер).

Нарушение зрения могут быть врожденными и приобретенными. Выделяют следующие группы детей с нарушениями зрения: слепые дети, абсолютно (тотально) слепые, частично (парциально) слепые, слабовидящие

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности: личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.

Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, у дошкольников должны быть сформированы интересы, мотивы, способности, черты характера, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по психологическим характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.

В то же время эмпирическое исследование уровня познавательной готовности к школе на базе дошкольных учреждений № 70,71 и 80 г. Нижнекамска, позволил подтвердить гипотезу о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, способствует оптимальному развитию познавательных процессов. Данное подтверждение было достигнуто в результате диагностики дошкольников со зрительной патологией и с нормативным развитием на основе методик: «Кратковременная речевая память», «Речевые аналогии», «Речевые классификации».

Таким образом, цель, поставленная перед выпускной аттестационной работой, достигнута, задачи реализованы.

Страницы: 1 2 3 4 

Новые статьи:

Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных вид ...

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышления. От изображения того, что он видит, ребенок ...

Понятие и содержание управления образовательным учреждением
Наука управления включает в себя всю сумму знаний об управлении, накопленных за сотни лет практики и обобщённых в виде теорий и методов. Искусство управления рассматривается, как способность управляющего эффективно применять на практике накопленный опыт. [10, с.52] В процессе становления управления ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru