По рисунку 3 явно просматривается отсутствие показателей патология и слабый уровень речевого развития в обеих группах испытуемых.
Рисунок 3. Результаты исследования речевого развития по методике «Речевые классификации» детей с нарушением зрения и детей с нормативным развитием
По 6,7% испытуемых показали высокий уровень у той и другой группы. 26,7% - хороший уровень продемонстрировала группа детей с нормативным развитием, а группа испытуемых с нарушением зрения 33,3%. Есть некоторое различие, следовательно, можно предположить, что речевое развитие лучше у детей с нарушением зрения. Средний уровень в группе детей с нормативным развития показали 66,6%, в группе детей с нарушением зрения - 60 %. Группы в целом, продемонстрировала хорошие результаты.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что группа детей с нарушением зрения не превосходит группу детей с нормативным развитием по уровню кратковременной речевой памяти. Такая же закономерность наблюдается в диагностике уровня понятийного логического мышления и понятийного речевого мышления - дети с нарушением зрения не превосходят детей с нормативным развитием по уровню развития данных видов мышления. Таким образом, гипотеза о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, способствует оптимальному развитию познавательных процессов, нашло свое подтверждение.
Таким образом, теоретический анализ и эмпирическое исследование поставленной проблемы, позволяют сделать следующие выводы.
Психическое развитие ребенка с нарушением зрения имеет свои особенности. Ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта. А некоторые психические функции (светоощущение, объем восприятия) зависят также и от характера патологии. Имеются психические процессы, на которые нарушение зрения оказывают опосредованное влияние (например мышление). Также имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии не зависят (мировоззрение, темперамент, характер).
Нарушение зрения могут быть врожденными и приобретенными. Выделяют следующие группы детей с нарушениями зрения: слепые дети, абсолютно (тотально) слепые, частично (парциально) слепые, слабовидящие
Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности: личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе.
Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, у дошкольников должны быть сформированы интересы, мотивы, способности, черты характера, а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по психологическим характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.
В то же время эмпирическое исследование уровня познавательной готовности к школе на базе дошкольных учреждений № 70,71 и 80 г. Нижнекамска, позволил подтвердить гипотезу о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, способствует оптимальному развитию познавательных процессов. Данное подтверждение было достигнуто в результате диагностики дошкольников со зрительной патологией и с нормативным развитием на основе методик: «Кратковременная речевая память», «Речевые аналогии», «Речевые классификации».
Таким образом, цель, поставленная перед выпускной аттестационной работой, достигнута, задачи реализованы.
Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у
детей с трудностями в обучении
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим ...
Использование практических методов обучения в технологии
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по техноло ...
Социально-педагогическая работа по социализации детей "группы
риска" в общеобразовательном учреждении
Руководствуясь принципами государственной политики в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации об образовании, а в частности, принципом общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, ...