Нравственная позиция – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую человек должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. В нравственной позиции заключается внутренняя мотивировка поведения человека, самоконтроль, совестливость, чувство личного достоинства.
Основанием профессионально-нравственной позиции, по мнению В.В. Марковой, является система смыслов и ценностей человека, определяющих его нравственный облик. Профессионально-нравственная позиция воспитателя – это система его нравственных ценностно-смысловых отношений к окружающей действительности, к людям, к детям, к себе и своей педагогической деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком и место в пространствах современного воспитания.
Анализ теоретических исследований выявил, что основными составляющими нравственной позиции воспитателя являются:
− профессионально-нравственная рефлексия (осмысление своей профессиональной деятельности);
− профессионально-нравственная самооценка (осознание, соотнесение себя, своих смыслов с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека);
− профессионально-нравственное самосознание (осознание себя как носителя нравственности, творца нравственных устоев в профессии, осознание возможности делать нравственный выбор, принимать ответственные решения).
Н. Борытко отмечает, что в процессе становления нравственной позиции воспитателя существуют факторы, влияющие на характер этого процесса, стимулирующие воспитателя к развитию своей позиции и деятельности. В качестве первого фактора становления нравственной позиции педагога выступают получаемые им профессионально-нравственные знания, необходимые для осознания и оценки педагогических процессов, явлений и ситуаций. Педагогическая рефлексия выделяется в качестве второго фактора становления нравственной позиции воспитателя. Педагогическая рефлексия, проявляется как в общем осмыслении профессии и своего места в ней, так и в конкретном личностном отношении к тому или иному педагогическому решению. Являясь механизмом самоанализа, педагогическая рефлексия становится инструментом самоконтроля, осмысления и ответственного поведения.
Педагогическая рефлексия включает ряд компонентов:
− осознание воспитателем подлинных мотивов своей педагогической деятельности;
− умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников;
− способность поставить себя на место другого, увидеть происходящее глазами воспитанника;
− способность к оценке собственных действий для корректировки профессиональной самооценки.
Концептуальная позиция воспитателя предполагает постоянную потребность в рефлексии над собой, как субъектом педагогической деятельности.
Третьим ведущим фактором становления нравственной позиции воспитателя является профессионально-нравственная самооценка. Профессионально-нравственная самооценка воспитателя рассматривается как оценка им самого себя, своих педагогических возможностей, профессионально-нравственных качеств и роли в творческом преобразовании себя и окружающих обстоятельств. Она является центральным компонентом «Я-концепции» (Б.Н. Додонов).
А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан выделяют составляющие самооценки: самооценка результата (оценка достигнутого) и самооценка потенциала (оценка своих возможностей). Первая отражает удовлетворенность (или неудовлетворенность) достижениями, а вторая − веру в свои силы. Поэтому низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является одним из факторов развития нравственной позиции воспитателя.
Следующим ведущим фактором становления нравственной позиции воспитателя является самосознание. Самосознание – это выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Cамосознание − это «осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеала и мотива поведения, целостная оценка себя и своего места в жизни».
Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни ребенка семья нужна для формирования определенных областей человеческого сознания, человеческой психол ...
Современные тенденции: пути формирования экологической культуры
Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гр ...
Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования
и воспитания
Понятие "мировоззрение" можно определить следующим образом - это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности. Как правило, вы ...