Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гражданской зрелости личности. Чтобы экологические требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, природный мир, его экологическую чистоту. Господствующая сегодня культура отношения людей к природе впервые поставила человечество перед альтернативой: жить комфортно и богато в экологически нездоровой истощенной среде или ограничивать свои потребности и отдавать часть богатств на поддержание устойчивого развития и создание экологически здоровой среды. Такое понимание проблемы дает основание для рассмотрения экологической культуры в концепции готовности и способности человека к самоограничению в потреблении природных ресурсов, к поступкам, соответствующим экологическим нормам и правилам поведения в окружающей среде [2].
Новая экологическая культура требует более целостного взгляда на мир, оценки места и роли в нем человека. Содержание общего образования необходимо конструировать в культурологической парадигме, т.е. вывести детей из господствующего «поля заучивания» в «поле размышления». Составная часть экологической культуры – экологическое мировоззрение. Оно проявляется в системе обобщенных взглядов на отношение людей к окружающей среде. Возникает педагогическая проблема
формирования убежденности в большой важности общечеловеческих экологических ценностей, чем эгоистические интересы отдельных личностей [3].
Человек – единственный вид в биосфере, определяющий ее судьбу на исторически малом отрезке времени, и совершенно очевидно, что необходимо формировать у него мировоззрение, определяющее его поведение. Дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии с законами природы, при осознании человеком своей истинной роли в системе биотической регуляции. Это требует изменения многих стереотипов поведения, механизмов экономики и социального развития.
Одна из социальных технологий, способных обеспечить экологически безопасное развитие страны – экологическое просвещение. Образованность становиться существенным фактором личной и государственной безопасности, так как образованный человек способен снижать уровень социального и экологического риска.
Экологическое образование нацеливает на осуществление интегрированного процесса обучения и воспитания, на разработку образовательных моделей, органично сочетающих познавательную и ценностную сторону сознания. Современное образование должно строиться на прочном естественнонаучном и гуманитарном фундаменте, обеспечивающем системные, междисциплинарные, интегративные знания о природе и обществе, принципах их взаимодействия [3,4].
Формирование двигательной активности детей 2-3 лет через использование нестандартного физкультурного оборудования
В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к сни ...
Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи
Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными про ...
Игры со словом и рифмой
Все мы прекрасно знаем, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, метод ребёнка в познании мира. Во время игры ребёнок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать своё право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребёнка играть, - это, п ...