Роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися

Новое образование » Профессиональная подготовка школьников » Роль классного руководителя в профориентационной работе с учащимися

Страница 3

Учитывая два первых требования, в работе по организации и проведению профессиографической встречи можно выделить пять этапов: 1) подготовка к встрече классного руководителя; 2) подготовка специалиста к беседе с учащимися; 3) подготовка учащихся к встрече; 4) проведение встречи; 5) оформление результатов встречи.

Реализация каждого из этих этапов предусматривает активное участие классного руководителя. Он планирует всю работу, направленную на проведение профессиографической встречи; обеспечивает организационные вопросы и учебно-познавательный материал; контролирует самостоятельную работу учащихся по сбору и оформлению профессиографического материала.

Организация и проведение профессиографических экскурсий. Среди различных форм проведения классным руководителем профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда оставляют у учащихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения профессиографических экскурсий, на которых ученики не ограничивались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся с современной техникой, технологией гпроизводства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоятельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.

В основу содержания профессиографической экскурсии берется профессиограмма конкретной профессии, представляющая собой систематизированную информацию о профессии, ее можно использовать как основу для разработки плана и методики проведения профессиографической экскурсии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ профессиональной деятельности.

В соответствии с задачами профессиографической экскурсии схема анализа профессии должна содержать следующую информацию:

— общие сведения о профессии;

— характеристику процесса труда;

— психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности;

— санитарно-гигиенические условия труда;

— требования к профессиональной подготовке.

Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности определяет, какую роль в той или иной профессиональной деятельности играют различные психофизиологические особенности человека, сенсорные процессы, умственные действия, моторика, внимание, эмоции, а также некоторые личностные особенности. Иными словами, дает достаточно точное представление о требованиях профессии к психофизиологическим свойствам и качествам личности. При анализе конкретной профессиональной деятельности во время экскурсии важно обратить внимание учащихся на те качества, к которым могут адресоваться наибольшие по силе своего воздействия нагрузки, а также на противопоказания к ней.

Перед профессиографической экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности школьников в процессе экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, постановка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают умением самостоятельно анализировать профессиональную деятельность. Навык профессиографического анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает учащемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать себе мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Особенности нарушений письма у младших школьников при билингвизме
По мнению Гончаровой В.А. проблема нарушений письменной речи является одной из наиболее актуальных на современном этапе развития логопедии, что обусловлено значительной распространенностью этой речевой патологии, тенденцией к увеличению числа детей, страдающих дисграфиями, дислексиями, значительным ...

Что такое воспитательная система
По мнению Л.Н. Новиковой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, имеющей достаточно сложную структуру, включающую цели, деятельность которой обеспечивает их реализацию, среду системы и управление [5, 13, 14]. Воспитательный п ...

Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru