Данные таблицы 8 свидетельствуют о более высоком уровне формирования знаний краеведческого характера у школьников в экспериментальном классе.
По результатам этих работ мы высчитали средний балл (Х), в экспериментальном классе он выше (3 балла) чем в контрольном классе (2,8).
Среднее квадратичное отклонение на этом этапе составило: в экспериментальном классе – 0,26, в контрольном классе – 0,16. Исходя из представленных данных, мы получили средний приведенный балл (Х): Хэ > Хк. Сравнительные результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Сравнительные результаты педагогического эксперимента
Класс |
Средний балл (Х) |
Средний приведенный балл (Х) |
Экспериментальный |
3 |
2,74 |
Контрольный |
2,8 |
2,54 |
Графические результаты анализа представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Уровень знаний краеведческого характера на формирующем (заключительном) этапе эксперимента
Таким образом, данные таблиц 8 и 9 позволяют говорить об эффективности разработанной нами методики реализации системы заданий краеведческого характера на уроках по курсу «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования определяет необходимость реализации приоритетного направления развития современной школы по пути гуманистической направленности обучения, при которой ведущее место занимает личностный подход к каждому школьнику. Он предполагает учет потребностей, интересов и склонностей обучающихся, направлен на обучение, воспитание и развитие личности каждого школьника.
Исследование истории методики предметного обучения разных дисциплин свидетельствует о реальных и достаточных предпосылках реализации краеведческого подхода на уроках предметного обучения, в том числе и на уроках по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе.
Изучение проблемы реализации краеведческого подхода дало возможность выявить основные группы знаний и умений краеведческого характера. К таковым группам относятся:
знания о многообразии и роли видов живых организмов в природе родного края и хозяйственной деятельности человека в родном крае;
знания о сезонных явлениях в жизни живых организмов, сроках их наступления и причинах этих явлений в родном крае;
знания о научных основах охраны и рационального использования природы родного края;
знания об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни родного края;
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера родного края;
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера родного края.
В проведенном педагогическом эксперименте обобщены и смоделированы самостоятельно различные варианты системы заданий краеведческого характера.
Результаты констатирующего этапа показали, что учащиеся располагают достаточно низким уровнем знаний краеведческого характера.
Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, анкетирование учителей и учащихся подтвердили необходимость школьной практики в научно-обоснованной методике реализации заданий краеведческого содержания в разделе «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса.
В ходе педагогического эксперимента были определены следующие методические условия обеспечения эффективности процесса обучения: последовательное, поэтапное развитие знаний краеведческого содержания, их взаимосвязь с системой понятий и умений раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса; актуализация самостоятельной деятельности учащихся по поиску информации краеведческого характера.
Исследование эффективности проведенного эксперимента показало изменение уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний в сторону их увеличения.
Следовательно, поставленную цель мы выполнили – экспериментально подтвердили повышение эффективности процесса обучения, воспитания и развития личности школьника путем разработки и внедрения в него системы заданий краеведческого характера.
Классификация современных информационных
технологий
Существующие в настоящее время ИТ классифицируются по различным признакам. ИТ, в частности, различаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии. любая классификация в известной мере условна, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие ...
Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...
Коррекционное внеурочное воспитание
Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в х ...