На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы:
Что вы понимаете под понятием «краеведение»?
С какой целью, на Ваш взгляд, учитель включает в урок краеведческий материал?
Интересно ли Вам включение краеведческого материала учителем в урок?
С какими сложностями Вы сталкиваетесь при выполнении заданий краеведческого характера?
Приведите примеры экологических проблем Сахалинской области, известных Вам?
Что Вы понимаете под понятием «Чрезвычайные ситуации природного характера»?
Приведите примеры чрезвычайных ситуаций природного характера в Сахалинской области?
Приведите примеры опасных природных явлений в Сахалинской области?
Ниже представлены результаты анализа ответов на вопросы, предложенные учащимся при проведении эксперимента.
Ответом на вопрос «Что вы понимаете под понятием «краеведение»?» мы стремились установить, знакомо ли учащимся данное понятие и в чем заключается его сущность.
Большинство школьников (72,4 %) под краеведением понимают Сахалинскую область, то есть место, где они родились, а так же живых организмов, обитающих на островной территории.
На второй вопрос, «С какой целью, на Ваш взгляд, учитель включает в урок краеведческий материал?» большая часть школьников (80 %) ответили: «Чтобы лучше знать природу, окружающую природную среду и живых организмов родного края».
Анализ ответов учащихся на вопрос «Интересно ли Вам включение краеведческого материала учителем в урок?» показал, что почти всем (83 %) ученикам на таких уроках интересно.
Анализ ответов школьников на вопрос, «С какими сложностями Вы сталкиваетесь при выполнении заданий краеведческого характера?» показал, следующие, отмеченные учащимися компоненты:
не сталкиваюсь ни с какими сложностями, так как таких заданий не задают (27,6 %);
не испытываю никаких трудностей (34,5 %);
при выполнении заданий такого рода пользуюсь местными газетами (24,1 %);
мало современной литературы по данному вопросу (13,8 %).
Ответы на 5 – 8 вопросы мы подвергли качественному и количественному анализу § 2.1. Результаты проверки имеющихся у школьников знаний краеведческого характера представлены в таблице 2.
По данным таблицы 2 мы высчитали средний приведенный балл (методика его определения представлена в § 2.1.):
Средний балл (Х) в экспериментальном и контрольном классах почти одинаков.
Среднее квадратичное отклонение (s) в экспериментальном классе составляет – 0,27, в контрольном классе – 0,25.
Средний приведенный балл в обоих классах одинаков и равен (2,53). Наглядно результаты представлены в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2 – Результаты проверки у школьников имеющихся знаний краеведческого характера
|
Класс |
Количество человек |
Характер ответов | |||||||
|
П.П.О.(4б.) |
П.Н.О. (3б.) |
Н.П.О. (2б.) |
Н.О. (1б.) | ||||||
|
Абс |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. |
Абс. |
Отн. | ||
|
Экспериментальный |
30 |
1,0 |
3,6 |
20,0 |
71,4 |
7,0 |
25,0 |
- |
- |
|
Контрольный |
32 |
1,0 |
3,7 |
21,0 |
77,8 |
5,0 |
18, |
- |
- |
Типология игр для дошкольников
Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). По отношению к структуре у ...
Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе
Успех урока литературного чтения зависит от того, какую задачу поставил учитель при изучении текста и как смог построить алгоритм освоения того или иного текста. В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения. Урок знакомства с произведением ( ...
Значение речи в психическом развитии детей в норме и с трудностями в
обучении
Фундаментальные исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Валлона, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия позволили определить принципиальные положения, лежащие в связи мышления и речи, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы. К таким вопросам стоит отнести когнитивные (умст ...