Термин «читательские умения» используется методистами в двух смыслах. Во-первых, в широком смысле, когда под читательскими умениями подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника, как на уроках литературы, так и на других уроках: восприятие, анализ и оценка любого текста, в том числе и художественного, речевые, а также библиографические умения. В узком смысле это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения. Какие же специфические читательские умения необходимы для полноценной деятельности настоящего читателя?
Каждая программа по литературному образованию младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми должен овладеть учащийся при работе с художественным текстом. При этом методисты зачастую не разграничивают общечитательские умения, необходимые для восприятия и понимания любого текста (научного, делового, публицистического и в том числе художественного), и специфические умения, которые нужны для полноценного восприятия художественного текста. В перечень умений включаются, например: умение различать жанры литературы, умение характеризовать персонажа, умение делить текст на части и пересказывать его и т.д. Все это затрудняет как работу педагога-практика, так процесс формирования квалифицированного читателя в начальной школе.
Последние исследования психологов, педагогов и методистов показали, что квалифицированный читатель должен обладать особыми читательскими умениями, без которых невозможно адекватное восприятие и понимание художественного текста.
Полноценное восприятие художественного произведения – это способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.
Принципы анализа художественного произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически грамотно построить анализ конкретного текста.
Виды анализа текста – разнообразные подходы к анализу художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.
Приемы анализа текста – это средства постижения художественного произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих представлений и читательского опыта.
Читательские умения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Речевые умения - это умения, необходимые для создания собственного высказывания, формируются на базе читательских умений.
В соответствии со структурой учебной деятельности учебные (читательские) умения могут быть подразделены на четыре группы: ориентировки (планирования), исполнения, контроля, оценки.
С другой стороны, процесс усвоения знаний, базирующийся, в основном, на чтении учебных текстов, включает в себя восприятие, понимание, осмысление и обобщение, практические действия, применение.
Таким образом, читательские умения могут быть определенным образом соотнесены как с читательской деятельностью, так и с процессом усвоения знаний.
Следовательно, по указанным двум основаниям можно построить классификацию учебно-читательских умений, чтобы выделить необходимые для работы с художественным и научно-познавательным текстом.
В процессе работы мы рассмотрели читательские знания, умения и навыки с позиций структуры учебной деятельности, выделив ориентировку в тексте, исполнительские умения, умения корректировки и контроля, умения оценки своего чтения. Так, например, к умениям ориентировки относятся ориентировка в теме текста по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой и т.д. Это общие умения. При непосредственной работе с текстом каждое из частных умений имеет ориентировочное действие, например: ориентировка в выделении смысловых частей текста, в предметном содержании с выделением опорных слов в тексте и т.д.
К исполнительским умениям мы относим способы действия, то есть микроумения, составляющие последовательные операции, например воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину: выделение объектов, слов, их характеризующих, воссоздание во внутренней речи, словесное воспроизведение и т.д.
Умения корректировки и контроля - это умения прочитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту, точность формулировок плана и т.д.
Факультативные занятия по математике и методика их проведения
Фундаментальной особенностью, которая самым существенным образом влияет на выбор методов обучения и разработку методик, применяемых на факультативных занятиях, является опора на устойчивый интерес и склонность ученика к математике. Активный интерес учащихся к математике непосредственно связан с соз ...
Проблемы воспитания культурного общения
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20-х годов XX века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...
Система управления МОУ
«НОШ № 6» в условиях внедрения и реализации ФГОС
В процессе анализа требований ФГОС к условиям реализации ООП мы пришли к пониманию необходимости внесения изменений в систему управления МОУ «НОШ №6». В 2010-2011 учебном году в штатное расписание школы была введена должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В 2011-2012 учебно ...