Знания и умения, которые должны знать учащиеся начальных классов по предмету литературное чтение

Страница 2

Оценку мы использовали как метод работы. Оценка употреблялась в форме самооценки и внешней оценки, высказанной учениками. Оценивались точность ответов по содержанию текстов, самостоятельность суждений о героях, степень освоения того или иного способа действия» а также оценка количественного и качественного показателей собственно чтения.

Оценка и контроль осуществлялись как в устной, так и в письменной форме с помощью разработанных критериев и параметров.

Таким образом, предметные и учебные умения формировались во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом.

Ниже приведена таблица 1, в которой умения, необходимые для работы с художественным текстом, помечены знаком "*", с научно-познавательным текстом. Общие для этих двух групп умения подобных знаков не содержат.

Следует, однако, иметь в виду, что выделенные этапы усвоения информации, содержащейся в научно-познавательном или художественном тексте, не существуют изолированно. Уже первичное восприятие текста сопровождается элементами понимания. И, в какой-то мере, осмысления. Иногда трудно провести границу между пониманием, осмыслением и обобщением прочитанного.

Кроме того, указанные в соответствующих рубриках таблицы умения не являются жестко фиксированными. В зависимости от методических целей они могут использоваться и в других структурных компонентах учебной деятельности школьников и на других этапах усвоения прочитанного.

Полагается, что данная таблица поможет организовать работу по формированию соответствующих умений, которая подробно рассматривается в последующих разделах.

В процессе овладения читательскими знаниями, умениями и навыками и способами их формирования у учащихся развивается интерес к чтению, т.е., по сути дела, повышается мотивация не только самого чтения, но и учения в целом.

Существует еще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение.

Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Таблица 1 - Сводная таблица читательских умений (по М.И. Омороковой)

Умения

Восприятие

Понимание

Осмысление и обобщение

Практ. действия

Применение

Умения ориенировки

Определение темы текста по его названию. Прогнозирование содержания текс Определение темы текста по его названию. Прогнозирование содержания текста по его заголовку**.

Нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги. Ориентировка в детских книгах по названию, иллюстрациям. Самостоятельный выбор книги из числа подобранных учителем или библиотекарем.

Выбор книги по

книжной выставке, рекомендательному описку,

аннотации или по указанной учителем теме.

Нахождение в книге или в оглавлении одних и тех же авторов. Умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, рекомендательным списком, каталожной карточкой. Определение примерного содержания незнакомой книги по ее элементам. Умение пользоваться аннотацией к книге

Окончательное определение темы текста путем сопоставления заголовка и содержания. Выделение опорных слов. Выражение общих впечатлений о прочитанном тексте. Называние запоминающихся или понравившихся эпизодов (событий, поступков, персонажей)*.

Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих персонажей, их поступки, события,

картины природы*.

Нахождение описаний в тексте*. Нахождение сравнений*.

Ориентировка в выделенных смысловых частях текста.

Ориентировка в предметном содержании

текста.

Ориентировка в соответствии пунктов плана смысловым частям текста. Ориентировка в смысловом содержании текста.

Полная ориентировка в тексте и его основных мыслях**.

Полная ориентировка в персонажах, причинах их поступков и изображаемых событиях*.

Ориентировка в ситуациях, когда можно применить знания, полученные в результате чтения текста.

Исполнительские

умения

Рассмотрение книг детских писателей.

Восприятие текста в самостоятельном чтении молча (первичное чтение текста). Ориентирование в общем содержании текста. Выделение запомнившихся фактов, явлений, событий, персонажей. Повторное восприятие текста

(повторное чтение). Выборочное восприятие текста (выборочное чтение). Уточнение значений незнакомых слов по словарю.

Деление текста на смысловые части. Выделение описаний и выводов**. Нахождение главной мысли смысловой части (абзаца), текста. Определение взаимосвязи событий.

Различение оттенков значений слов в тексте*.

Объяснение смысла отдельных слов. Нахождение главной мысли смысловой части абзаца) текста. Определение основных смысловых связей (последовательных, причинно-следственных) текста и его частей и их обоснование. Определение смысловой части с опорой на выделенные слова, предложения. Понимание предметной стороны содержания текста (фактов, событий и т.п.)*.

Определение мотивов поступков героев, отношения к ним других

персонажей и авторов*.

Предварительное определение собственного отношения к поступкам

персонажей и изображаемым событиям*.

Составление вопросов к тексту по предметной стороне содержания*.

Составление вопросов к характеристикам персонажей и мотивам их поступков*.

Определение главного и второстепенного в тексте, существенных и несущественных деталей**.

Объяснение смысла заглавия текста, выражений, пословиц, поговорок, встречающихся в нем*. Соотнесение смысла текста и картинки (картинок). Осознание последовательности, причинности, смысла событий в тексте. Обобщение содержания смысловых частей текста одним предложением.

Составление плана

текста. Выявление смысла поступков на основе вскрытия подтекста, воссоздания внутреннего состояния персонажа*.

Выявление авторского отношения к персонажам и изображаемым событиям на основании прямых указаний, выделении лексики оценочного характера, анализа косвенно выраженного отношения автора*.

Понимание смысловой стороны содержания текста. Окончательное определение собственного отношения к изображаемым событиям*. Составление вопросов к тексту по смысловой стороне содержания.

Обобщение и выводы (с помощью учителя, а затем и самостоятельно) по прочитанному тексту. Составление классифицирующих схем и таблиц по прочитанному**.

Составление предложений с заданными словами из текста*. Нахождение синонимов и синонимических выражений к словам и выражениям текста*.

Подтверждение мысли словами (предложениями) из текста*. Выражение мыслей текста различными способами*.

Сравнение картин природы, персонажей данного произведения*.

Выразительное подготовленное чтение*.

Чтение в лицах*. Восстановление содержания текста по составленному плану. Полный (сжатый, выборочный) пересказ текста и его частей**, рассказа, сказки, басни*.

Передача основных мыслей текста в краткой форме**. Запись основных мыслей текста**.

Составление творческого пересказа с изменением рассказчика*.

Воссоздание содержания художественного произведения в форме словесной картины с предварительным определением ее темы и образного содержания и с использованием опорных слов*. Продолжение рассказа о судьбе персонажей в воображаемых ситуациях на основании собственных предположений*.

Составление и запись (под руководством учителя, затем самостоятельно) небольших рассказов или писем в связи с прочитанным.

Нахождение собственных примеров, аналогичных фактам, явлениям, событиям, изложенным в тексте*

Сравнение картин природы и других описаний у различных авторов*. Сравнение различных стихотворений, сказок, рассказов*.

Сопоставление персонажей, их нравственных идеалов с персонажами других произведений*.

Сопоставление письменного изложения текста с опорой на план для использования в других ситуациях, при работе с другими текстами научно-познавательного характера в связи с уроками чтения или другими уроками**. Умение устно рассказывать на темы, близкие к прочитанным произведениям.

Самостоятельное выделение из прочитанной книги, тематически близкой данному тексту, отрывка, эпизода и пересказ его в ответ на вопрос учителя*.

Самостоятельная подготовка к ответу с помощью образца или плана предложенного учителем.

Использование основных мыслей, выводов текста для понимания или объяснения аналогичного материала**. Использование основных мыслей текста для понимания или освоения другого материала**.

Выделение тех высоких нравственных качеств героев произведения, которые особенно понравились и необходимы для воспитания себя как гармонично развитой и социально активной личности*.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...

Семья и её влияние на развитие детей дошкольного возраста
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...

Анализ работы социального педагога по взаимодействию с семьей школьника
Вопросу воспитания детей во все времена уделялось огромное внимание. По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития. Однако именно сегодня задачи социального воспитания молодёжи стали неотложными ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru