Оценку мы использовали как метод работы. Оценка употреблялась в форме самооценки и внешней оценки, высказанной учениками. Оценивались точность ответов по содержанию текстов, самостоятельность суждений о героях, степень освоения того или иного способа действия» а также оценка количественного и качественного показателей собственно чтения.
Оценка и контроль осуществлялись как в устной, так и в письменной форме с помощью разработанных критериев и параметров.
Таким образом, предметные и учебные умения формировались во взаимосвязи. Обучая учащихся чтению, мы учим их умениям учиться - способам действия с учебным материалом.
Ниже приведена таблица 1, в которой умения, необходимые для работы с художественным текстом, помечены знаком "*", с научно-познавательным текстом. Общие для этих двух групп умения подобных знаков не содержат.
Следует, однако, иметь в виду, что выделенные этапы усвоения информации, содержащейся в научно-познавательном или художественном тексте, не существуют изолированно. Уже первичное восприятие текста сопровождается элементами понимания. И, в какой-то мере, осмысления. Иногда трудно провести границу между пониманием, осмыслением и обобщением прочитанного.
Кроме того, указанные в соответствующих рубриках таблицы умения не являются жестко фиксированными. В зависимости от методических целей они могут использоваться и в других структурных компонентах учебной деятельности школьников и на других этапах усвоения прочитанного.
Полагается, что данная таблица поможет организовать работу по формированию соответствующих умений, которая подробно рассматривается в последующих разделах.
В процессе овладения читательскими знаниями, умениями и навыками и способами их формирования у учащихся развивается интерес к чтению, т.е., по сути дела, повышается мотивация не только самого чтения, но и учения в целом.
Существует еще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровень самостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводить за чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношении современные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивно заниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника эта норма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книги может продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе - не более 2 часов подряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелось продолжить чтение.
Каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Таблица 1 - Сводная таблица читательских умений (по М.И. Омороковой)
Умения |
Восприятие |
Понимание |
Осмысление и обобщение |
Практ. действия |
Применение |
Умения ориенировки |
Определение темы текста по его названию. Прогнозирование содержания текс Определение темы текста по его названию. Прогнозирование содержания текста по его заголовку**. Нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги. Ориентировка в детских книгах по названию, иллюстрациям. Самостоятельный выбор книги из числа подобранных учителем или библиотекарем. Выбор книги по книжной выставке, рекомендательному описку, аннотации или по указанной учителем теме. Нахождение в книге или в оглавлении одних и тех же авторов. Умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, рекомендательным списком, каталожной карточкой. Определение примерного содержания незнакомой книги по ее элементам. Умение пользоваться аннотацией к книге |
Окончательное определение темы текста путем сопоставления заголовка и содержания. Выделение опорных слов. Выражение общих впечатлений о прочитанном тексте. Называние запоминающихся или понравившихся эпизодов (событий, поступков, персонажей)*. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих персонажей, их поступки, события, картины природы*. Нахождение описаний в тексте*. Нахождение сравнений*. |
Ориентировка в выделенных смысловых частях текста. Ориентировка в предметном содержании текста. |
Ориентировка в соответствии пунктов плана смысловым частям текста. Ориентировка в смысловом содержании текста. |
Полная ориентировка в тексте и его основных мыслях**. Полная ориентировка в персонажах, причинах их поступков и изображаемых событиях*. Ориентировка в ситуациях, когда можно применить знания, полученные в результате чтения текста. |
Исполнительские умения |
Рассмотрение книг детских писателей. Восприятие текста в самостоятельном чтении молча (первичное чтение текста). Ориентирование в общем содержании текста. Выделение запомнившихся фактов, явлений, событий, персонажей. Повторное восприятие текста (повторное чтение). Выборочное восприятие текста (выборочное чтение). Уточнение значений незнакомых слов по словарю. |
Деление текста на смысловые части. Выделение описаний и выводов**. Нахождение главной мысли смысловой части (абзаца), текста. Определение взаимосвязи событий. Различение оттенков значений слов в тексте*. Объяснение смысла отдельных слов. Нахождение главной мысли смысловой части абзаца) текста. Определение основных смысловых связей (последовательных, причинно-следственных) текста и его частей и их обоснование. Определение смысловой части с опорой на выделенные слова, предложения. Понимание предметной стороны содержания текста (фактов, событий и т.п.)*. Определение мотивов поступков героев, отношения к ним других персонажей и авторов*. Предварительное определение собственного отношения к поступкам персонажей и изображаемым событиям*. Составление вопросов к тексту по предметной стороне содержания*. Составление вопросов к характеристикам персонажей и мотивам их поступков*. |
Определение главного и второстепенного в тексте, существенных и несущественных деталей**. Объяснение смысла заглавия текста, выражений, пословиц, поговорок, встречающихся в нем*. Соотнесение смысла текста и картинки (картинок). Осознание последовательности, причинности, смысла событий в тексте. Обобщение содержания смысловых частей текста одним предложением. Составление плана текста. Выявление смысла поступков на основе вскрытия подтекста, воссоздания внутреннего состояния персонажа*. Выявление авторского отношения к персонажам и изображаемым событиям на основании прямых указаний, выделении лексики оценочного характера, анализа косвенно выраженного отношения автора*. Понимание смысловой стороны содержания текста. Окончательное определение собственного отношения к изображаемым событиям*. Составление вопросов к тексту по смысловой стороне содержания. Обобщение и выводы (с помощью учителя, а затем и самостоятельно) по прочитанному тексту. Составление классифицирующих схем и таблиц по прочитанному**. |
Составление предложений с заданными словами из текста*. Нахождение синонимов и синонимических выражений к словам и выражениям текста*. Подтверждение мысли словами (предложениями) из текста*. Выражение мыслей текста различными способами*. Сравнение картин природы, персонажей данного произведения*. Выразительное подготовленное чтение*. Чтение в лицах*. Восстановление содержания текста по составленному плану. Полный (сжатый, выборочный) пересказ текста и его частей**, рассказа, сказки, басни*. Передача основных мыслей текста в краткой форме**. Запись основных мыслей текста**. Составление творческого пересказа с изменением рассказчика*. Воссоздание содержания художественного произведения в форме словесной картины с предварительным определением ее темы и образного содержания и с использованием опорных слов*. Продолжение рассказа о судьбе персонажей в воображаемых ситуациях на основании собственных предположений*. Составление и запись (под руководством учителя, затем самостоятельно) небольших рассказов или писем в связи с прочитанным. Нахождение собственных примеров, аналогичных фактам, явлениям, событиям, изложенным в тексте* |
Сравнение картин природы и других описаний у различных авторов*. Сравнение различных стихотворений, сказок, рассказов*. Сопоставление персонажей, их нравственных идеалов с персонажами других произведений*. Сопоставление письменного изложения текста с опорой на план для использования в других ситуациях, при работе с другими текстами научно-познавательного характера в связи с уроками чтения или другими уроками**. Умение устно рассказывать на темы, близкие к прочитанным произведениям. Самостоятельное выделение из прочитанной книги, тематически близкой данному тексту, отрывка, эпизода и пересказ его в ответ на вопрос учителя*. Самостоятельная подготовка к ответу с помощью образца или плана предложенного учителем. Использование основных мыслей, выводов текста для понимания или объяснения аналогичного материала**. Использование основных мыслей текста для понимания или освоения другого материала**. Выделение тех высоких нравственных качеств героев произведения, которые особенно понравились и необходимы для воспитания себя как гармонично развитой и социально активной личности*. |
Методические рекомендации по формированию связной речи детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе
рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...
Семья и её влияние на развитие детей дошкольного возраста
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...
Анализ работы социального педагога по взаимодействию с семьей школьника
Вопросу воспитания детей во все времена уделялось огромное внимание. По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития. Однако именно сегодня задачи социального воспитания молодёжи стали неотложными ...