сотрудничество родитель педагогический воспитание
Семья – это малая социально – психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Основными психологическими характеристиками семьи как социальной группы являются следующие:
состав и структура; индивидуальные характеристики членов семьи (демографические, психологические, физиологические);
воспитание и образцы поведения в родительской семье;
предшествующий брачный опыт супругов;
объем и структура семейного взаимодействия;
ролевое поведение, установки и ожидания;
структура власти (авторитет и лидерство);
характер и структура семейного общения;
структура родственных связей.
Внутри семьи выделяются два основных вида социальных отношений: супружеские (брачные отношения между мужем и женой) и родственные (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками). Но при более глубоком анализе семьи мы можем обнаружить много других видов семейных отношений: родительских, детско-родительских, сибсовых, экстравзаимоотношений (отношений с окружающим социальным пространством).
Таким образом, можно утверждать, что семья – это социальное пространство, в котором протекает большая часть жизни каждого человека, где он на разных этапах своей жизни выступает в разных социальных ролях и овладевает различными видами взаимоотношений, соответствующих этим ролям.
Специфика данного пространства определяется формой семьи: нуклеарной, расширенной нуклеарной, полной или неполной.
Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, объединены только два поколения. Сегодня это наиболее распространенная структура.
Полная семья соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать, детей.
Расширенная нуклеарная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.), а также людей, являющихся близкими по тем или иным причинам.
Неполная семья – если один из родителей отсутствует.
Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. (28) В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.
Каждая из перечисленных типов семей может быть нормальной или аномальной. В.Н. Дружинин считает «нормальной семьей» такую, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членов и создает надлежащие условия для социализации детей до достижения ими психологической или психологической и физической зрелости.
С этой точки зрения современные исследователи (А.В. Мудрик, Т.А. Куликова, А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева и др.) выделяют четыре фактора семейного воспитания, определяющие его нормальность ненормальность.
1. Социально-культурный. Он включает в себя образование родителей, их интеллектуальный и культурный уровень, психолого-педагогическую подготовленность и микроклимат в семье.
2. Социально-экономический. Определяет имущественные характеристики семьи, уровень ее благосостояния, трудовую занятость взрослых членов семьи.
3. Технико-гигиенический. Включает бытовые условия проживания семьи, техническую оснащенность жилища, особенности, обусловленные местонахождением населенного пункта (мегаполис, город, село, деревня).
4. Демографический. Это структура и состав семьи: полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная.
Есть исследователи, определяющие нормальность ненормальность семьи только по одному – двум параметрам. Например, с точки зрения М. Мид, нормальной является семья, где ответственность за нее как целое несет отец. Кроме того, такая семья должна быть полной. С чем это связано? Испокон веков считалось, что полная семья та, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут отец и мать. Однако сегодня имеется много данных, убеждающих в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная).
Система обучения
Школа и господствующие в ней системы обучения критикуются с давних пор, однако особенно острой эта критика становится в конце XX в. на пороге нового тысячелетия. В значительной степени она обусловлена возрастающим разрывом между быстро изменяющейся под влиянием научно-технического прогресса обществ ...
Социально-педагогическая работа по социализации детей "группы
риска" в общеобразовательном учреждении
Руководствуясь принципами государственной политики в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации об образовании, а в частности, принципом общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, ...
Характеристика малокомплектной школы – МОУ
«Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской
области
Свою историю МОУ "Ждановская основная общеобразовательная школа" ведёт с 1927 года, когда она начала действовать как начальная школа. Затем, в 1932 году, был открыт 5 класс, и из неприспособленных помещений она была переведена в новое, построенное здание волостного исполкома, в котором пр ...