Исследования Жана Пиаже называют клиническим подходом к пониманию мыслительных процессов у детей. По сути его метод состоял в свободной беседе с детьми различного возраста с целью выяснить особенности их восприятия и понятийного мышления от рождения до юношества. Среди основных понятий, которыми оперировал исследователь, были понятия количества, времени, скорости, пространства, формы, а также категории случайности и нравственности. По мнению Чайлда (Child, 1973), в работах Пиаже можно выделить генетический подход, теорию развития (созревания) и теорию стадиальности. О генетическом подходе свидетельствует утверждение, что высшие психические функции порождаются "биологическими механизмами, уходящими корнями в развитие нервной системы индивида"; теория созревания состоит в том, что овладение понятием достигается через ряд законченных фаз, а теория стадиальности в том, что индивид проходит в своем развитии ряд последовательных, строго следующих одна за другой стадий. Согласно Пиаже, главнейшим фактором процесса познания является активное исследование ребенком окружающего его мира, хотя исследователь не отрицает важное значение биологических факторов и педагогического воздействия в овладении понятием.
Для описания процесса овладения понятиями Пиаже предложил ряд терминов. Наиболее важные из них приводятся ниже, с тем чтобы объяснить, каким образом ребенок пользуется своей познавательной активностью при конструировании мысленного образа внешнего мира.
Когда ребенок сталкивается с новыми внешними воздействиями, он соизмеряет их с имеющимся у него опытом и ассимилирует их. Если между прежним и новым опытом обнаруживается расхождение, ребенок приспосабливает, аккомодирует, прежний опыт к новому, стремясь достичь равновесия. Новое знание нарушает состояние умственного равновесия, и аккомодация служит средством, компенсирующим поступающее из внешнего мира раздражение. Равновесие координирует связь между разными внешними воздействиями, чем и достигается устойчивая, целостная и непротиворечивая система. Пиаже называет такую систему schema (мн. schemata — гр.), то есть "созданием образа", и можно сказать, что посредством ассимиляции и аккомодации опыт организуется в структуры знания, управляющие в свою очередь осмысленным поведением. Таким способом внешние воздействия интериоризируются, в результате чего у ребенка возникает внутренний образ внешнего мира. Мысль, по Пиаже, представляет собой интериоризованное действие, и он вводит термин операция для обозначения процесса выполнения действия в воображении, то есть умственно.
Возможно, пример лучше позволит понять сказанное. Представьте, что ребенок на основании собственного опыта знает, как расположены дома в его родной деревне. При посещении соседней деревни, где дома сгруппированы иначе, он, ассимилируя этот новый опыт, вынужден приспосабливать свое прежнее представление о размещении домов. Уравновешивая таким путем прежний мысленный конструкт с новым, ему удается сбалансировать оба впечатления и видоизменить общее представление о способах расположения домов в деревнях. Теперь у ребенка возник новый образ, отражающий ситуацию в других деревнях и, по существу, в больших и малых городах.
Методы и приемы обучения родному языку на занятиях
Программа развития речи реализуется в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой). Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средст ...
Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у
детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических
упражнений
А. Констатирующий эксперимент 1) База исследования и методика констатирующего эксперимента База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально. ...
Организация и методы исследования
Для проверки гипотезы было проведено исследование уровня познавательной готовности к школе на базе дошкольных учреждений № 70, 71 г. Нижнекамска среди детей дошкольного возраста с нарушением зрения, февраль-май 2012 года. Выборка составила 15 человек. Параллельно было проведено исследование уровня ...