В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности.
Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, проживающих на разных территориях с древних времен, - это множество языков, культур, традиций [5]. К примеру, Пензенский край (Пензенская область и территории, входившие ранее в состав пензенской губернии) оказался исторически расположенным на стыке двух миров (кочевого и земледельческого), трех языковых групп (финской, тюрской, славянской) и трех культур (языческой, мусульманской и христианской). Это во многом определило своеобразие национального состава края, который стал местом рождения русских, мордвы - мокши, татар - мишар, буртасов, мещеры [3, с.5].
Как неисчислимы природные богатства страны, также неизмеримы и безграничны ее духовные ценности, воплощенные в национальных культурах народов Росси - великом множестве исконных, но разных и непохожих культур, какого нет больше ни в одном государстве мира. Казалось бы, такое богатство должно стать предметом величайшей гордости каждого россиянина, однако дело обстоит совсем не так. Этнические конфликты, этническое насилие, к сожалению, сопутствуют новейшей истории России [5]. Их причины - территориальные, политические, экономические, этнические и религиозные претензии. Растущее национальное и религиозное самосознание порождает не только положительные тенденции, но, порой, генерирует нетерпимое отношение к представителям других этнических и религиозных групп, что в свою очередь является угрозой стабильности в обществе.
Пассивное и равнодушное отношение общества к национальной культуре в течение длительного времени привело к утрате позитивного восприятия своей этнической общности, отразилось на понижении национального самосознания детей и молодежи. Все это в итоге привело к тому, что дети, вырастая, остаются равнодушными не только к собственным этническим корням, но и культурному многообразию той земли, которая является их родиной. Поражает статистика почти полного отсутствия у школьников и студентов вузов представлений о народах России, их традициях, искусстве, даже их названиях.
Часто дети испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого, именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Как показывают исследования Собкина B.C., отмечается высокая степень распространения среди подростков межэтнических конфликтов. Почти каждый четвертый подросток принимает участие в подобных конфликтах. А склонных к проявлению интолерантного поведения около 10% школьников. Другие исследователи отмечают, что уже в начальных классах среди учащихся русской национальности встречаются проявления элементов неосознанного шовинизма, пренебрежения к нерусским ученикам. Явления наивного шовинизма среди какой-то части детей, как правило, развиваются в условиях отсутствия специальной воспитательной работы по их предупреждению и влиянию социально-психологического феномена преобладания чувства «толпы» [1, с.ЗЗ].
Одним из средств гармонизации межнациональных отношений, по мнению исследователей, является воспитание культуры межнационального общения.
Согласно Гасанову З.Т., культура межнационального общения - это уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, истории, национальному достоинству. Культура межнационального общения предполагает выполнение людьми правовых и морально-этнических норм в многонациональной среде [2]. Из данного определения следует, что любой человек является культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает иные культурные позиции и ценности, умеет пойти на компромисс, понимает ценность не только своей независимости, но и чужой.
Культура межнационального общения представляет собой единство знаний о культуре межнационального общения как сложной системе, об истории и культуре своего народа и других этнических групп (когнитивный компонент), отношения к своему и другим этносам (эмоционально-оценочный компонент), мотиваций и потребностей в освоении родной культуры и культуры народов-соседей (мотивационно-потребностный компонент), действий и поступков по отношению к людям другой национальности (поведенческий компонент). Поэтому работу по воспитанию культуры межнационального общения следует организовывать таким образом, чтобы в единстве шло развитие каждого компонента культуры межнационального общения.
Виды изобразительно-выразительных средств русского языка
Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если используются разнообразные изобразительно-выразительные средства. Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Укажем на ...
Специфика организаторской деятельности педагога
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется прежде всего в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной) ...
Принципы семейного воспитания
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом с ...