Основные пути и средства формирования мировоззрения школьтников

Новое образование » Формирование научного мировоззрения у школьников » Основные пути и средства формирования мировоззрения школьтников

Страница 1

Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, понимание и, следовательно, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящих порой весьма консервативный характер. Оно, это знание, может также функционировать в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Речь, таким образом, идет о том, что в реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение.

Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» пояснял, что его полемика вылилась в изложение диалектического метода и коммунистического мировоззрения, «которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках». Действительно, диалектико-материалистическое мировоззрение базируется на теоретическом фундаменте всех наук о природе, обществе и мышлении, является их «совокупным продуктом».

Мощный рост науки обуславливает не только развитие ее теоретического аппарата. Он наложил отпечаток на формы и стиль современного мышления, одной из черт которого является стремление к строгой фактической достоверности.

Факты действительности становятся одной из исходных основ научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль ринадлежит методологическим идеям, в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущее, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания.

Формирование научного мировоззрения как педагогический процесс объективно требует сделать достоянием учащихся упорядоченную совокупность методологических идей. Школьники должны усвоить такие законы и категории материалистической диалектики, как материальность и познаваемость мира; движение как форма существования материи; первичность материи и вторичность сознания; единство и борьба противоположностей; причинная связь — всеобщий закон действительности; выход количественных изменений за пределы меры и их переход в качественные; непрерывность и прерывность в развитии; диалектика причины и следствия; явление как выражение сущности; практика как основа познания и критерий- истины. На базе диалектико-материалистических представлений у учащихся формируются такие основополагающие понятия и идеи, как материальное производство — основа общественного развития; закономерный характер смены социально-экономических формаций; классовая борьба — движущая сила развития классового общества; неизбежность гибели капитализма и победы коммунизма; решающая роль народных масс в истории; социальная революция и ее движущие силы; победа Великой Октябрьской социалистической революции — начало новой эпохи всемирной истории; мировая система социализма — решающий фактор современного развития человечества; империализм — главный враг народов, борющихся за мир, национальную независимость; преимущества социализма перед капитализмом; развитие социалистических общественных отношений и постепенное перерастание их в коммунистические; руководящая и направляющая роль Коммунистической партии в революционном преобразовании общества и др.

Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения. «Когда речь заходила о школе,— вспоминала Н. К. Крупская,— Владимир Ильич говорил, что одна из самых важных задач, которые стоят перед Наркомпросом,— это создать программу, в которой, может быть, и не упоминалось слово «марксизм», но которая по существу дела показывала связь явлений в их настоящем виде, которая показывала бы, как связаны различные отношения в природе — хозяйственные, общественные,— которая показывала бы эту увязку; дать такое ясное представление о связи явлений, о развитии этих явлений — это значит дать основу марксизма».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Основные пути и средства формирования мировоззрения школьтников
Сознание, на каком бы уровне оно ни находилось, всегда имеет своим результатом определенную оценку, понимание и, следовательно, некое знание действительности. Это знание может относиться к сфере житейского, обыденного сознания, которое складывается под влиянием традиций, настроений, привычек, носящ ...

Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период, как условие его успешной адаптации
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ре­бенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает резу ...

Структура организаторской деятельности и ее особенности
Непосредственное осуществление педагогического процесса связано с организацией взаимодействия педагогов и воспитанников. Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деяте ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru