Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»

Страница 6

Вместе с тем необходимо помнить, что между различными видами материи, несмотря на их глубокие качественные различия, нет абсолютных границ. Живое, как известно, возникло из неживого, сознательное из лишенного сознания. А нечто возникающее должно иметь свою потенцию в том, из чего оно возникает. В данном смысле понятие выразительности в его самой общей форме может быть отнесено даже к неживой природе. Эту самую общую форму следует определить как проявление некоторых внутренних динамических качеств, присущих данному предмету или явлению.

Таким образом, употребляя понятие выразительности, мы должны помнить как о том, что наиболее глубокий, содержательный и качественно определенный смысл оно получает в применении к человеку, так и о том, что оно может также применяться за пределами чисто человеческого – опираясь и на метафоричность и на факт активности, действенности любых видов материи.

Наряду с понятием «выразительность» существует понятие «изобразительность». Можно сказать, что эти выражения тесно взаимосвязаны между собой и неотделимы друг от друга. Понятие изобразительности особенно тесно связывается с понятием образа (то есть живого, наглядного представления о чем-то) и с понятием художественного образа (то есть отражения такого представления в каком-либо искусстве).

Делалось и делается немало попыток разделить эти два понятия. Эти попытки несостоятельны. На деле различие выразительности и изобразительности разительно, но, вместе с тем, единство их нерушимо. Выразительность идет от внутреннего к внешнему, изобразительность от внешнего к внутреннему; выразительность активна – она создает, изобразительность пассивна – она только организует и формует; выразительность субъективна, изобразительность объективна; выразительность наиболее присуща человеку и наименее неживой природе, изобразительность способна равно воплощать все предметы и явления мира.

Будучи глубоко и принципиально различными, выразительность и изобразительность, вместе с тем, неотделимы друг от друга. В основе этой неразделенности лежит тот простой факт, что ничто внутреннее не может быть обнаружено, не став внешним, и ничто внешнее не может не иметь внутренних основ. Ничто невозможно выразить, не изображая и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной выразительностью.

Выразительность существует для изображения, изобразительность существует для выражения – именно и только так можно ставить вопрос о соотношении выразительности и изобразительности в искусстве. Выразительность и изобразительность нерасторжимо связаны не только с содержанием предметов, явлений, процессов жизни и искусства, но и между собой. Если выразительность определяет внутреннюю, исходную сторону содержания, то изобразительность – внешнюю, конечную его сторону.

Что можно выразить музыкой? Вопрос этот требует разделения на два вопроса, а именно: что можно выразить музыкой непосредственно и что можно выразить ею опосредованно? Сначала по поводу первого вопроса.

Поскольку музыка пользуется звуками, она способна выражать все, что в жизни выражается звуками. Но существует немало выразительных звуков, которые в силу своей мощи, сложности, высоты или других причин не отображаются в музыке. Это, конечно, не значит, что все они вообще не могут в ней отображаться.

Сфера музыкальной выразительности имеет прочные основы. Прежде всего, музыка способна очень ярко и глубоко передавать переживания человека – постольку, поскольку они в самой жизни находят звуковое проявление. (В жизни человек, даже глубоко переживающий, может молчать. Но в музыке подобного человека можно отобразить только так, как если бы он проявлял свои эмоции звуками). Главным орудием таких проявлений оказывается человеческий голос, неисчислимо разнообразные и разнохарактерные интонации которого способны выражать человеческие чувства, переживания, настроения. В сущности, вся музыка – и вокальная, и инструментальная, и камерная, и симфоническая – насыщена омузыкаленными интонациями человеческого голоса или голосов. Этот факт господства в музыке человеческих голосовых интонаций и обосновывает по преимуществу выразительное существо музыкального искусства. Основную массу голосовых интонаций, отражаемых в музыке, составляют интонации речи, но они широко дополняются интонациями внеречевыми (интонации вздохов, стонов, рыданий, смеха и т.д.). Выражая через интонации эмоциональную настроенность, тонус, характер, темперамент переживаний, - музыка, конечно, не может непосредственно выразить идеи, мысли, поскольку для выражения их требуются слова, которыми музыка сама по себе не располагает. Музыка сама по себе бессловесна, и это определяет границы присущей ей выразительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новые статьи:

Анализ системы подготовки квалифицированных рабочих в Швейцарии
В Швейцарии существуют некоторые особенности реализации принципов профессионального обучения. В процессе обучения, преподаватель должен стараться обеспечить вовлечение жизненного опыта студентов в усвоение идей конкретного курса. Наиболее успешное обучение - обучение через действие. Чтобы взаимодей ...

Особенности развития восприятия речи, фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста в норме и ее речевой патологии
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому огр ...

Изучение условий эффективного взаимодействия ДОУ с родителями
Опытно-экспериментальная работа проводилась с июня 2007 года по апрель 2008 года. Местом для организации эксперимента явилось МДОУ, детский сад №8 «Светлячок». В эксперименте приняли участие двадцать семь родителей (в возрасте, в основном, старше тридцати лет) средней и старшей групп детского сада ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru