Исполнительская деятельность заключает в себе огромные возможности для раскрытия индивидуальных особенностей, она максимально развивает самостоятельность, устанавливает нужные ассоциативные связи. Главной целью исполнительской деятельности является глубокое проникновение в содержание произведения, постижение и передача того, что составляет духовный мир композитора, его понимание действительности. Раскрытие содержания произведения невозможно без нахождения нужного звучания, которое обеспечивается тесной взаимосвязью музыкально-слуховых представлений со всей системой исполнительских знаний, умений, навыков, а также способностью исполнителя проявлять свои чувства, эмоции .
Исходя из всех вышеперечисленных определений, можно сформулировать понятие «музыкальная выразительность исполнения» как отражение внутреннего состояния исполнителя, в котором проявляется его собственное, субъективное отношение к миру и к себе с помощью средств музыкальной выразительности, с опорой на нотную запись произведения.
Чтобы более полно раскрыть понятия «выразительность», «выразительность исполнения», необходимо также рассмотреть и понятия «эмоции», «эмоциональные переживания», «эмоциональные реакции», т.к. все эти термины теснейшим образом связаны друг с другом.
Эмоции – душевные переживания, чувства. А.Н. Леонтьев определяет эмоции как отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций . Характеризуя особенность эмоций, А.Н. Леонтьев отмечал, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Важное отличие чувств от эмоций в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Связь чувств с эмоциями, прежде всего, в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. В структуру чувства входят не только эмоции, непосредственные переживания, но и более обобщенные отношения, связанные со знанием, пониманием, понятием.
Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, мышечной системы, сердца, дыхания и т.д. Эмоции способны охватывать весь организм человека, дезорганизовывать или, напротив, улучшать его деятельность. Эмоциональные реакции проявляются и во внешних движениях, выразительных или экспрессивных. Язык эмоций – это универсальные, сходные для всех людей наборы экспрессивных знаков, выражающие те или иные эмоциональные состояния. Эмоциональный мир личности – не просто красивый образ. Психика человека едина и целостна, она вся пронизана эмоциональными переживаниями.
Эмоции детей развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. В процессе музыкальной деятельности у учащихся формируются новые потребности и интересы. Они начинают интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органических потребностей в пище, тепле, физическом уходе. Их интересы распространяются на более широкий круг окружающих предметов, явлений, событий, эмоциональные переживания становятся ярче, сложнее и содержательней.
Для понимания эмоционального состояния учащихся педагогу необходимо выявить источники его происхождения, лежащие в осмысленной деятельности, под влиянием которой учащиеся начинают по-новому понимать, переживать этот мир. Все это учителю необходимо учитывать при подготовке к музыкальным занятиям, при подборе музыкального репертуара и в последствии работе над ним.
Методы и приемы рейтинговых
оценок
Теоретические и методологические корни оценки лежат в науке аксиологии (теории ценностей). Оставляя за рамками данной работы методологический анализ оценочного подхода остановимся на методической схеме рейтинговой оценки. Она базируется на содержании процесса оценивания, и ее основными элементами в ...
Вариативность форм предоставления дошкольной
образовательной услуги
Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях не посещения ими детских садов по тем или иным причинам. Следует ...
Функции знаний
Многозначность в определении понятия "знание" обусловлена тем множеством функций, которое реализуется знанием. Так, например, в дидактике знание может выступать и как то, что должно быть усвоено, т.е. в качестве целей обучения, и как результат осуществления дидактического замысла, и как с ...