Относительно резкое падение академической успеваемости у студентов 4-го курса не является результатом снижения их обученности и обучаемости. Главная причина заключается в смене ведущей мотивации у студентов: под влиянием педагогической практики у них начинает меняться отношение к осваиваемым в вузе предметам, так как они понимают, что фундаментальные, теоретические и практические знания, которые им преподают в вузе, - необходимое, но недостаточное условие для решения задач профессиональной деятельности.
В ходе практики студенты убеждаются в том, что далеко не все знания, получаемые ими в вузе, нужны в реальной практической деятельности, а если и нужны, то не в той форме, в какой они усваиваются в процессе обучения. Эти “открытия” существенно повышают учебную избирательность студентов при освоении отдельных предметов, “запускают” механизмы преобразования академических знаний и умений в собственно профессиональные. Иначе говоря, начиная с 4-го курса, большинство студентов осмысливает процесс обучения в вузе с позиций требований профессиональной деятельности, что, несомненно, означает актуализацию собственно профессиональной мотивации, превращение ее в ведущий фактор внутренней активности личности.
Относительно отношения внешних и внутренних факторов детерминации профессионального развития студентов можно сказать следующее. Несмотря на важную роль мотивов как внутренних источников активности личности, ведущая роль в структуре детерминации профессионального развития студентов все-таки отводится внешним факторам, т.е. меняющимся учебно-профессиональным требованиям; именно они динамизируют и проблематизируют ситуацию, стимулируют процесс обучения и задают основные его ориентиры. Студенты активно относятся к предъявляемым требованиям; демонстрируют разнообразные способы их усвоения, которые определяются индивидуальными возможностями студентов, их познавательными потребностями и опытом. Однако творчество студентов не входит за рамки данных требований, а лишь обеспечивает максимально возможное их освоение и приспособление к ним.
Ведущая роль мотивации в процессе профессионального развития в полной мере проявляется только после окончания вуза, на начальных этапах самостоятельного трудового пути специалиста, когда основные нормативные требования усвоены.
Периодизация профессионального развития. С учетом объективного содержания социальной ситуации профессионального развития (ССПР) процесс профессионального развития в педагогическом вузе, преподавание в котором ведется по традиционной для нашей страны пятилетней модели, делится на два периода:
1. Учебно-академический, охватывающий 1-3-й курсы; его специфика заключается в том, что она в прямой или косвенной форме предъявляет требования к уровню фундаментальной подготовки студентов, к способу учебно-познавательной деятельности, к качествам личности студента. Новообразованиями данного периода являются становление личности студента, преодоление школьной и обретение студенческой идентичности; формирование академической формы учебной деятельности и структуры познавательных способностей, необходимых для ее реализации;
2. Учебно-профессинальный, включающий конец 3-го, а также 4-й и 5-й курсы, когда ССПР предъявляет к личности и деятельности студента в основном профессиональные требования. Ведущими новообразованиями этого периода являются актуализация профессиональной мотивации, становление элементов системы профессионально-педагогической деятельности и переориентация учебно-академической деятельности на ее формирования, обретение элементов профессиональной идентичности, становление структуры профессионального интеллекта.
Каждый из выделенных периодов делится на ряд фаз, анализ содержания которых раскрывает нормативную специфику принятия ССПР и особенности профессионального развития студентов .
Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы
Согласно «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой подготовительную группу детского сада посещают дети старшего дошкольного возраста. По концепции детства Д.Б. Эльконина детям этого возраста характерны потеря непосредственности и ...
Методика проведения экспериментальных уроков курса «Основы безопасности
жизнедеятельности» в 8-м классе
Рассмотрим, как происходило включение системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 1. «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях») 8 класса в экспериментальном обучении. Поурочное планирование [15, 19, 20, 32] курса «Основ ...
Периодизация дошкольного детства, как основа создания благоприятных условий
развития ребенка
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство – это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского ра ...