Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе

Страница 6

Студент-первокурсник (как, впрочем, и любой другой человек, попадает в новую для него ситуацию) начинает свою студенческую жизнь с использования для решения новых образовательных задач старых, проверенных временем школьных способов учебной деятельности, причем использует их скорее всего механически, поскольку слабо осознает реальную ситуацию профессионального развития и фактически ее не принимает, т.е. она не является руководством к действию. https://ljuri.ru мужские оправы для очков оправы для очков мужские нижний новгород.

В ходе реализации школьного опыта студент сталкивается с определенными трудностями и достигает даже относительно невысоких учебных результатов путем высокого напряжения своих энергических возможностей. Именно низкая результативность обучения при высоких энергозатратах заставляет его задуматься о правильности, адекватности используемых им способов обучения и в конечном счете побуждает к поиску новых способов учебной деятельности, соответствующих требованиям высшей школы. Осознание такой необходимости приходит к студенту в конце 1-го – начале 2-го года обучения. Этот момент следует считать критическим, так как он связан с принятием студентом конкретной ситуации профессионального развития и началом нового этапа становления профессионала.

Невысокая успеваемость у студентов 2-го курса указывает на то, что в это время учебная деятельность фактически отсутствует (старые школьные ее формы отвергнуты, а новые еще не сформировались), и все внимание студента сосредоточено на выработке новых способов учебно-познавательной активности. Становление новой учебно-академической формы учебной деятельности завершается в конце 2-го курса, что и приводит к резкому скачку академической успеваемости и обученности на 3-м курсе.

На 4-м курсе социальная ситуация профессионального развития изменяется: из учебно-академической она превращается в учебно-профессиональную. Новая ситуация актуализируется в ходе педагогической практики, в рамках которой студент сталкивается не с учебно-познавательными, а с профессиональными задачами. Решая их, студент убеждается, что накопленные на 1-3-м курсах фундаментальные знания требуют преобразования в форму, удобную для передачи школьникам. Снижения академической успеваемости на 4-м курсе свидетельствует о том, что студент активно сосредоточен на преобразовании академических знаний, на включении их в качестве предметных в структуру профессиональной деятельности.

На 4-м курсе происходит дифференциация форм активности студента. С одной стороны, начинает складываться система профессионально-педагогической деятельности в форме учебно-профессиональной, а с другой – учебно-академическая деятельность меняет свою направленность: из средства накопления фундаментальных знаний она превращается в средство формирования профессиональной деятельности, окончательное становление которой происходит на стадии самостоятельной работы в школе.

Таким образом, можно выделить следующую последовательность становления системы профессионально-педагогической деятельности: школьная форма учебной деятельности – мораторий (выработка новых форм деятельности) – учебно-академическая форма деятельности - мораторий (выработка новых форм деятельности и смена ориентации) – учебно-профессиональная форма деятельности и учебно-академическая как средство ее формирования – профессиональная деятельность.

Становление профессиональной идентичности. Студент-первокурсник до определенного момента продолжает еще ощущать себя школьником, т.е. некоторое время является носителем школьной идентичности. Психологически это проявляется в том, что он поступил в вуз, не может осознать себя студентом , у него сохраняются школьные привычки, он оценивает все происходящее с позиции школьника, ему еще неуютно и непривычно в роли студента.

Осознавать архаичность и непродуктивность школьной идентичности студент начинает уже на 1-м курсе, чему способствует общение со старшекурсниками и более продвинутыми товарищами по группе, усвоение требований преподавателей вуза и другие средства вхождения в новую социальную роль. Преодоление школьной идентичности затрудняется из-за отсутствия у студента адекватной Я-концепции, реальных представлений о жизни и деятельности студенчества и т.д. К концу 2-го курса у студентов накапливается “критическая масса” опыта студенческой жизни, что позволяет ему окончательно преодолеть школьную идентичность и ощутить себя студентом. Становление студенческой идентичности в основном завершается к 3-му курсу, что с формирования системы профессиональной деятельности сопровождается ростом большинства самооценочных показателей, фиксацией социального статуса индивида в группе и стиля студенческой жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новые статьи:

Решение вопросов занятости молодежи в Германии
Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из ли ...

Конспект урока с использованием видео для старших классов средней школы
Предмет: английский язык Тема: «Feelings» Техническое оснащение: готовый ролик, проектор, экран, компьютер Цели урока: 1. развивающие · развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки · развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать св ...

Общие понятия о заданиях на дом по физическому воспитанию
Физическое воспитание детей нельзя полностью осуществить только на уроках, так как два часа занятий в неделю не обеспечивают прочного усвоения знаний, умений и навыков в физических упражнениях. Чтобы достичь больших успехов в овладении учебным материалом, необходима и самостоятельная работа учащихс ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru