Известно, что автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, для неподготовленного человека может оказаться опасным. Основа успеха в борьбе с силами природы – умение человека выжить. Однако под выживанием понимают активные, целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, в проявлении изобретательности, в умелом использовании аварийного снаряжения, подручных средств природной среды и обеспечении потребностей организма в пище и воде. Проблема снятия стресса актуальна не только для условий автономного существования, но и для всех экстремальных ситуаций. Человек никогда не в состоянии действовать успешно, если нет плана действий, последовательности их выполнения. Первое правило по ОБЖ – не паниковать, то есть подавить стрессовое состояние. Вот если эта мировоззренческая установка есть у учащихся (а её необходимо постепенно формировать), то организация действий по обеспечению выживания в ЧС может и должна пройти успешно. Только тогда, когда человек обладает мировоззренческой устойчивостью, т.е. имеет систему знаний о безопасности жизнедеятельности, систему умений (например, знает основы первой медицинской помощи), имеет систему отработанных на практических занятиях навыков, то он сможет, безусловно, обеспечить личную и общественную безопасность в различных ЧС.
«Зрелая личность обладает своим мировоззрением в отличие от личности незрелой», и хочется добавить высокой мировоззренческой устойчивостью. Но зачастую выпускники общеобразовательных учреждений более или менее успешно сдают экзамены, получают аттестаты зрелости, но приобретают лишь «дымку полузабытых понятий» вместо способности самостоятельного продуктивного мышления. «Надо ли ещё раз повторять, что только та система образования жизненна и перспективна, которая учит не мыслям, а мыслить». Формирование мировоззренческой устойчивости – важнейшая задача педагогики, которая в первую очередь из созерцательного отношения к формированию мировоззрения должна перейти к восстановлению своей мировоззренческой роли в обучении и воспитании (впрочем, как и задача философии). «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Тезис К.Маркса говорит об ошибочности представления, будто овладеть мировоззрением – значит усвоить сумму ответов на вопросы, считающимися мировоззренческими. Мировоззрение надо исповедовать, т.е. утвердиться в нем, сделать собственной сущностью и реализовывать на деле, в противном случае все заученные ответы становятся предметом интеллектуальной игры, тщеславия, а то и просто превращаются в голую декларацию. Опыт мыслителей, ставших подвижниками своего дела, свидетельствует о том, что мировоззрение должно быть выстрадано личностью в жизненной борьбе как путеводная нить, гарантирующая от роковых ошибок и сообщающая уверенность в себе. Все сущее сопротивляется своему разрушению. Человека же отличает то, что за сохранение своей жизни, обеспечение своей безопасности он, как существо разумное, имеет возможность бороться сознательно, упреждающе, проблема лишь в том, как он использует эту возможность. Основным критерием для безопасности является чувство опасности или способность определять социальные или природные явления, которые могут нанести ущерб в настоящем и будущем. Существуют реальные угрозы дестабилизации мира мировоззренческого характера, некоторые из них имеют региональный и даже глобальный масштаб и могут быть, а в ряде случаев уже являются стержневой причиной опасных вооруженных конфликтов. Под благовидным прикрытием прав на свободу слова, плюрализма мнений, других демократических, общечеловеческих ценностей информационный баланс распределяется в ущерб российской культуре, нравственным и моральным устоям общества. Растет уязвимость личности, социальных групп, общества и государства. Противопоставить этому можно огромный потенциал жизнестойкости российского народа, его нравственно-мировоззренческую устойчивость.
Методические рекомендации по проведению лекционных занятий с применением
информационных технологий
Лекционный материал по теме «Тройные интегралы» приходится на конец 2-го курса и создает теоретическую основу для всех видов учебной деятельности по математическому анализу. К концу 2-го курса у студентов накапливается “критическая масса” опыта студенческой жизни, что позволяет ему окончательно пре ...
Вычисление тройного интеграла по любой области
Общий случаи интеграла, распространенного на тело любой формы, может быть легко приведен к только что рассмотренному. Именно, если функция определена в области ,то вместо нее следует лишь ввести, функцию , определенную в объемлющем прямоугольном параллелепипеде , полагая Этим путем и получаются все ...
Создание и особенности деятельности инновационных компаний при университетах
в США
История американской инновационной системы - это история поддержания конкурентоспособности национальной экономики, ее главенствования в мире. Без талантливых и оригинально мыслящих людей невозможна никакая инновационная система, но это всего лишь элемент системы. Постоянно возрастающая роль государ ...