К первостепенным принципам любого образовательного процесса можно отнести педагогическую задачу освоения новым поколением «науки выживания» на основе развития мировоззренческой устойчивости, естественной пластичности, приспособляемости человека к любым, в том числе и экстремальным ситуациям. «Спектр способностей, которые в данной связи должен развить образовательный процесс, необычайно ёмок – от физических качеств, которые нужны каждому и для встречи с природой, и для встречи с другими людьми, как правило – конкурентной и, весьма далекой от идеала, творческого сотрудничества и взаимопомощи, до умения выжить в сообществе других, оставаясь индивидуумом, порою в условиях такого социального бытия, о котором говорил Сартр, как об общем чувстве, которое связывает в один коллектив привязанных на галерах рабов, не имеющих друг к другу прямых отношений».
Чтобы прояснить природу и сущностную характеристику мировоззренческой устойчивости, а также попытаться раскрыть логику ответа на наш научно-исследовательский вопрос о педагогических условиях формирования мировоззренческой устойчивости учащихся, необходимо, во-первых, определить содержание и значение мировоззренческой устойчивости для формирования личности учащегося и, прежде всего, его безопасности; во-вторых, рассмотреть понятия «мировоззренческая устойчивость» и «устойчивость личности»; в-третьих, проанализировать, является мировоззренческая устойчивость нравственной категорией.
Во-первых, «наибольшую же устойчивость то или иное качество личности приобретает тогда, когда обладание входит в систему ценностей субъекта» . Основное внимание в нашей концепции преподавания уделяется формированию стереотипов правильного поведения в различных чрезвычайных ситуациях (ЧС), что в конечном итоге должно повысить степень адаптации учащихся в реальной жизни. При этом внимание учащихся должно быть сконцентрировано на главном – научиться практическим действиям и правилам поведения при различных ЧС, понимая при этом причины их возникновения и последствия. Необходимо сформировать мировоззренческий стереотип: «Человек – часть окружающей среды, и, чтобы выжить, надо знать и понимать законы природы и использовать их в своих интересах». Он должен стать более весомым, чем « великорусский авось».
Во-вторых, мировоззренческая устойчивость – это показатель устойчивого поведения личности учащегося в различных ЧС, который констатирует некоторую последовательность в осуществлении определенного поведения. «Черта, в самом поверхностном представлении, - предрасположенность вести себя сходным образом в разных (но не в любых) ситуациях». На наш взгляд, именно мировоззренческая устойчивость является действенно-практическим показателем сформировавшегося у учащихся мировоззрения в вопросах безопасности, т.е. системы взглядов, убеждений, идеалов. Если на начальном этапе программы ОБЖ у учащихся вырабатывается представление о правилах безопасности, с которыми они знакомятся на уроках, то на последующих этапах к учащимся предъявляется требование: не только знать, но и соблюдать правила безопасности. Здесь мировоззренческую устойчивость можно считать определенным уровнем баланса, сочетающим в себе естественно- природное и социально-разумное начала, постоянно ищущие компромиссные формы своего существования.
В-третьих, мировоззренческая устойчивость включает в себя понятие и психологической и нравственной устойчивости в ЧС. Жизненный опыт человека показывает, что в любой его деятельности всегда помимо пользы, получаются и негативные результаты: травматизм, заболеваемость, порой полная потеря трудоспособности или смерть. Подобный анализ полезности и одновременно вредности (опасности) любой деятельности позволили отечественным ученым в области безопасности сформулировать следующую аксиому: любая деятельность человека потенциально опасна. Поэтому при рассмотрении опасностей, подстерегающих человека дома, на улице, в городе должна быть решена основная задача – идентификация (детальный анализ) опасностей. Но наиглавнейшим вопросом по обеспечению безопасности должен быть вопрос – как научить учащихся действовать достойно в соответствии со своими нравственными принципами, использовать психологические способы самозащиты в ЧС, так как знания, умения, навыки безопасного поведения не могут быть использованы, если человек не сможет справиться со своим стрессом в ЧС.
Половое воспитание. Когда начинать
Воспитание современной гармонически развитой личности - есть идеал, к которому стоит стремиться. Когда в твоей жизни появляется этот хрупкий и бесценный дар, сосуд, а именно душа человека-ребенка и мы, родители, взрослые несем огромную ответственность за воспитание своих чад. Да и любовь, заключает ...
Воспитание и родительское воздействие
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, ка ...
Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря
детей раннего возраста
В книге Бондаренко А.К., рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр; показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей разв ...