Специфика уроков литературного чтения. Почему именно предмет называется литературным чтением

Страница 1

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Её суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно мотивированной деятельности создает, творит свой образ по неким нравственным общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которое ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь и СМИ скорее разрушают вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Чтение и полноценное восприятие детьми художественных произведений мировой классической и современной литературы играет ключевую роль в их духовно-нравственном развитии, поскольку через язык и литературу ребенок приобщается к культурным и нравственным ценностям своего народа и человечества в силу особенностей предмета. Литература, с одной стороны, является частью Культуры, которая сохраняет и транслирует нравственные ценности, выработанные человечеством и народом, а с другой стороны – это вид искусства, в освоении которого участвуют и ум, и чувства, и воображение, а значит, у читателя имеются все предпосылки для глубокого и личностного восприятия этих ценностей.

Но традиционные уроки чтения, цели которых ограничивались задачами формирования достаточного уровня беглости, а работа над художественными текстами – пересказом и составлением плана, не могут обеспечить решение образовательных задач. Поэтому уроки чтения сегодня меняются и становятся уроками литературного чтения.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника - «Литературное чтение». Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации.

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение. Все, кто работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного логического мышления, речевого развития дошкольников
Результаты исследования уровня кратковременной речевой памяти у дошкольников с нарушением зрения и без зрительных патологий по методике «Кратковременная речевая память», представлены в таблицах 1,2 и на рисунке 1. зрение мышление память дошкольник Таблица 1 Результаты исследования кратковременной р ...

Методические рекомендации по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе рассказывания по сюжетной картинке
речь логопедический дошкольник принцип Методические рекомендации разработаны с учетом работ следующих авторов: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селиверстова и др., а также с учетом программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. "Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специа ...

Учебная программа по физике для 8 класса по теме «Тепловые явления»
В школе на изучение темы «Тепловые явления» отводится 25 часов, включающей в себя следующие темы уроков: Тепловое расширение тел Температура. Измерение температуры. Термометр Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии Теплопроводность Конвекция Излучение Расчет количества теплоты при н ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru