Вопросу воспитания детей во все времена уделялось огромное внимание. По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития. Однако именно сегодня задачи социального воспитания молодёжи стали неотложными в силу многих причин: кризис социальной системы, распад семьи, социальная напряжённость, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и др. Всё это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди подростков и молодёжи.
Отличие современного социального воспитания заключается в том, что в создании гармонично развитой личности в экосистеме космос-природа-социум-человек основной упор делается на социум, точнее на сотворённую в нём культуру. Именно в социуме (сфере ближайшего окружения личности) в процессе его гуманизации закладываются основы формирования жизненных установок человека, гармоничного взаимодействия личности с окружающей средой. Речь идёт о создании в микросоциуме такой нравственной атмосферы, которая бы содействовала воспитанию, обучению, развитию, социальной защите индивида.
Только совместная творческая, профессиональная работа позволит решить поставленные задачи по воспитанию подрастающего поколения. А среди форм и методов идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся молодёжью предлагаются следующие: организация широкой сети кружков и клубов по интересам в рамках взаимодействия территориально близких учебных заведений, разработках и популяризация совместных мероприятий с участием родителей учащихся, организация рабочих мест для учащейся молодёжи, привлечение молодёжи к участию в обустройстве объектов государственной важности, объектов соцкультбыта, территории города, микрорайона, учебного заведения и др.
Таким образом, социальное воспитание – это понятие комплексное, интегративное, предполагающее полноценное функционирование всего общественного арсенала воспитательных средств и возможностей в целях нравственного и социального формирования личности. Оно ориентировано на конкретные повседневные нужды, личные и возрастные особенности человека, на потребности социума.
Исходя из всего вышеотмеченного, из опыта жизнедеятельности школы, понимая важность проблемы, приходим к выводу о необходимости формирования социально-педагогического комплекса. Разветвлённая сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одарённых, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психические отклонения, а также с девиантным поведением, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т.п. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создание комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы.
Безопасность и формирование мировоззренческой устойчивости учащихся в
чрезвычайных ситуациях
На протяжении веков общество заботилось о своих идеологических, религиозных основах, но в последнее время в плане создания некой идейной парадигмы развития общества демократия проявила такое свойство, как легковесность. Так, например, в эпоху развитого социализма в нашей стране проблема формировани ...
Проблема
замены недостающих зрительных образов у слепых детей
Для слепого ребенка та же самая проблема недоразвития высших функций в связи с коллективной деятельностью находит конкретное выражение в совершенно других областях поведения и мышления. Если правильно разобраться в этой проблеме, то корни ее обнаружат сходство с теми корнями, которое мы рассматрива ...
Диагностика
и критерии проявлений гиперподвижности у детей
Диагностика двигательного развития дает возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояние развития движений ребенка, позволяет определить для него «ближайшую зону» формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств. Знания особенностей двигательного ра ...