Дети называли в среднем 4,3 прилагательных по представлению. Этот показатель выше предыдущего, представленного в таблице 2. Превысили средний показатель три ребенка, у остальных детей индивидуальный показатель ниже среднего.
Анализ таблицы 3 показывает, что в третьей серии эксперимента дети назвали самое большое количество прилагательных.
Качественный анализ последней серии детей экспериментальной группы показывает значительное увеличение употребления прилагательных, обозначающих материал. На основе восприятия натурального предмета этот его признак легче распознается детьми. Практически на том же уровне осталось употребление прилагательных, обозначающих цвет. Этот признак во всех трех методиках оставался достаточно стабильным и часто употребляемым. Употребление оценочных прилагательных остается довольно высоким. Употребление разнофакторных прилагательных и прилагательных, обозначающих величину и форму остается практически на том же уровне
Рис.3 Качественное использование прилагательных на основе восприятия натурального предмета в экспериментальной группе
Во всех сериях эксперимента лидируют по количеству употребления оценочные прилагательные, затем идут прилагательные, обозначающие цвет, причем это довольно часто употребляемая категория прилагательных, которая на протяжении всего эксперимента остается довольно высокой. Меньше всего дети употребили прилагательные, обозначающие материал, величину и форму. Но их количество постепенно увеличивается по мере того, как методика становится легче.
Таким образом, был проведен констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. Эти данные позволяют нам сделать выводы об уровне развития активного словаря, которые можно сформулировать следующим образом:
–количество употребленных прилагательных детьми низкое, но оно увеличивается по мере того как методика становится легче;
–наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных по представлению;
–появляется больше прилагательных, обозначающих материал, величину и форму, когда дети опираются на картинку или натуральный предмет;
Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности активного словаря прилагательных детей, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.
B. Формирующий эксперимент
Цель формирующего эксперимента – развивать активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий эксперимент состоял из трех этапов:
1. Подготовительный этап.
Цель: подготовка базы для развития словаря прилагательных. На этом этапе проводилась работа по развитию психических процессов, а также обогащению словаря существительных и глаголов.
2. Основной этап.
Цель: развитие активного словаря прилагательных.
3. Закрепительный этап. Цель: проверка использования прилагательных в самостоятельной речи.
Содержание формирующего эксперимента представлено в таблице :
Дети, принимавшие участие в эксперименте с удовольствием выполняли задания, радовались своим правильным ответам, а если отвечали неправильно, то старались исправить ошибки.
Во время проведения формирующего эксперимента обращали на себя внимание некоторые затруднения в понимании инструкции, особенно на первоначальном этапе, вызванные речевым нарушением, невнимательностью, привыканием к экспериментатору.
В процессе выполнения заданий некоторые дети нуждались в помощи педагога, проявляющейся как в простом повторении инструкции к заданию, так и вплоть до объяснения и примера педагога.
Нужно отметить, что особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера.
Таблица 4.
Содержание эксперимента
Этап |
Игры |
Цель |
1 |
2 |
3 |
подготовительный |
1) «Где позвонили?» |
Определение направления звука |
2) «Скажи, что ты слышишь» |
Развивать внимание, учить прислушиваться к звукам | |
3) «Тихо – громко» |
Учить определять силу звучания; координация звучания с движением. | |
подготовительный |
4) «Наседка и цыплята» |
Учить соотносить число на карточке с определенным количеством ударов. |
5) «Слушай хлопки» |
Учить детей внимательно слушать педагога и действовать по его инструкции. | |
6) Найди различия» |
Учить обращать внимание на детали изображения. | |
7) «Дорисуй» |
Учить рассматривать предмет, обращая внимание на его детали. | |
8) «Повтори за мной» |
Развивать моторно-слуховую память, | |
9) «Запомни слова по рисункам» |
Та же | |
10) «Запомни и воспроизведи» |
Та же | |
11) «Выдели неподходящий предмет» |
Формирование операций анализа, синтеза, обобщения. | |
12) «Группировка предметов» |
Формирование синтетической деятельности, обобщения. | |
13)«Установи последовательность событий» |
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. | |
14) «Отгадай загадку» |
Развивать понимание ребенком иносказательного смысла загадок с, использованием наглядной опоры. | |
15) «Ассоциации» |
Развитие ассоциаций. | |
16) Назови одним словом» |
Учить называть обобщающее слово-существительное. | |
17) «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» |
Учить восстанавливать смысловые ряды слов. | |
18) «Назови части» |
Активизировать словарь существительных | |
19) «Объясни, что общее у предметов» |
Закреплять обобщающие слова | |
20) «Скажи наоборот» |
Обогащать словарь антонимами-существительными | |
21) «Подбери предмет» |
Учить подбирать предметы к названию действий | |
22) «Кто или что может это сделать» |
Та же |
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся
Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихс ...
Особенности логопедической работы по коррекции нарушений фонетической
стороны речи, лексико-грамматического строя и формирования связной речи
Особенности логопедической работы по развитию фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения во вспомогательной школе встречаются гораздо чаще, чем в массовой. Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей со средней степенью является более длительным и сложным процессом, ч ...
Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...