А. Констатирующий эксперимент
1) База исследования и методика констатирующего эксперимента
База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.
Тема:
Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Цель:
изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста, в частности, выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста.
Этапы:
1. Анамнестический – изучение медицинской документации, сбор анамнестических данных.
2. Диагностический. Задачами
диагностического этапа исследования являются:
1. Определить количественные показатели уровня развития активного словаря;
2. Выявить качественные особенности активного словаря прилагательных.
Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит из трех серий заданий:
¾ Описание предмета на основе представлений о нем;
¾ Описание предмета, изображенного на картинке;
¾ Описание натурального предмета.
Во всех сериях детям были предложены для описания три предмета: лимон, лиса, варежки.
В первой серии эксперимента детям предлагалась инструкция: «Представь себе лимон. Подумай и скажи, какой он?»
Во второй серии была дана следующая инструкция: «Посмотри на эту картинку. Что на ней нарисовано? Вспомни, что мы говорили о лимоне. Подумай и скажи, какой он?»
Инструкция третьей серии: «Посмотри на этот предмет Что это? ».
В случае затруднений детям задавались наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?». О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?», «Чем питается?». Ответы детей отмечались в протоколе эксперимента. Методика подсчета результатов складывалась из оценки количественных и качественных показателей. Подсчитывалось количество названных прилагательных ребенком на все три слова. Полученный результат делился на «3». Затем был выведен общий средний показатель.
Для оценки качественных показателей мы распределили все употребленные детьми прилагательные на 5 групп:
¾ прилагательные, обозначающие цвет;
¾ прилагательные, обозначающие форму и величину;
¾ прилагательные оценки;
¾ прилагательные, обозначающие материал;
¾ разнофакторные прилагательные
Пятая группа – разнофакторные прилагательные – была выделена условно. В нее входили различные прилагательные, неподходящие ни к одной из групп.
2) Результаты эксперимента. Результаты исследования по каждой серии представлены в таблицах. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Количество употребленных прилагательных по представлению
|
Имя ребенка |
На одно слово в среднем |
Общий средний показатель |
|
Ваня М. |
3,7 |
3,6 |
|
Даниил К. |
5,3 | |
|
Дима Ж. |
2,3 | |
|
Ирина В. |
3,3 | |
|
Паша К. |
3,7 | |
|
Маша Т. |
3,3 |
Как видно из приведенной таблицы, в среднем дети называли по 3,6 прилагательных по представлению. Это довольно низкий показатель. Только один ребенок превысил его. Показатель, почти соответствующий среднему, имеют два ребенка. Остальные дети имеют показатель ниже среднего.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего дети называли оценочные прилагательные.
Меньше всего прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Эти данные отражены на рисунке 1.
Исследование спроса на услугу проектируемого
детского дошкольного учреждения
Условия современного рынка образовательных услуг (быстроизменяющаяся внешняя среда, конкурентная борьба, высокая степень предъявляемых требований и т.д.) диктуют необходимость повышенного внимания к данному вопросу и своевременного реагирования. Упрощенно процесс стратегического планирования можно ...
Разработка занятия в 3-м классе на тему «Лес – природное сообщество» с
использованием сюжетно-ролевой игры
Актуальность экологического воспитания сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй» природы, созданной руками и умом человека. Ч ...
Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
На втором году жизни у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию п ...