А. Констатирующий эксперимент
1) База исследования и методика констатирующего эксперимента
База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.
Тема:
Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Цель:
изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста, в частности, выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста.
Этапы:
1. Анамнестический – изучение медицинской документации, сбор анамнестических данных.
2. Диагностический. Задачами
диагностического этапа исследования являются:
1. Определить количественные показатели уровня развития активного словаря;
2. Выявить качественные особенности активного словаря прилагательных.
Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит из трех серий заданий:
¾ Описание предмета на основе представлений о нем;
¾ Описание предмета, изображенного на картинке;
¾ Описание натурального предмета.
Во всех сериях детям были предложены для описания три предмета: лимон, лиса, варежки.
В первой серии эксперимента детям предлагалась инструкция: «Представь себе лимон. Подумай и скажи, какой он?»
Во второй серии была дана следующая инструкция: «Посмотри на эту картинку. Что на ней нарисовано? Вспомни, что мы говорили о лимоне. Подумай и скажи, какой он?»
Инструкция третьей серии: «Посмотри на этот предмет Что это? ».
В случае затруднений детям задавались наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?». О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?», «Чем питается?». Ответы детей отмечались в протоколе эксперимента. Методика подсчета результатов складывалась из оценки количественных и качественных показателей. Подсчитывалось количество названных прилагательных ребенком на все три слова. Полученный результат делился на «3». Затем был выведен общий средний показатель.
Для оценки качественных показателей мы распределили все употребленные детьми прилагательные на 5 групп:
¾ прилагательные, обозначающие цвет;
¾ прилагательные, обозначающие форму и величину;
¾ прилагательные оценки;
¾ прилагательные, обозначающие материал;
¾ разнофакторные прилагательные
Пятая группа – разнофакторные прилагательные – была выделена условно. В нее входили различные прилагательные, неподходящие ни к одной из групп.
2) Результаты эксперимента. Результаты исследования по каждой серии представлены в таблицах. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Количество употребленных прилагательных по представлению
Имя ребенка |
На одно слово в среднем |
Общий средний показатель |
Ваня М. |
3,7 |
3,6 |
Даниил К. |
5,3 | |
Дима Ж. |
2,3 | |
Ирина В. |
3,3 | |
Паша К. |
3,7 | |
Маша Т. |
3,3 |
Как видно из приведенной таблицы, в среднем дети называли по 3,6 прилагательных по представлению. Это довольно низкий показатель. Только один ребенок превысил его. Показатель, почти соответствующий среднему, имеют два ребенка. Остальные дети имеют показатель ниже среднего.
Качественный анализ данных показывает, что больше всего дети называли оценочные прилагательные.
Меньше всего прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Эти данные отражены на рисунке 1.
Школа – территория здоровья
Большие возможности в формировании ЗОЖ имеются у школы. В содержании учебного процесса предусмотрено ряд дисциплин: валеология, ОБЖ, физическая культура, а также в ходе внеклассной работы используются различные формы и методы по формированию ЗОЖ школьников. Среди них можно назвать такие, как классн ...
Условия ознакомления младших школьников с элементами графической
грамотности
Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника. Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов г ...
Семья как фактор социализации
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Происходящие в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценност ...