В основу работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах.
Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразовательном и в профильном классах с физико - математическим и гуманитарным уклоном. В исследовании принимали участие 50 человек.
В эмпирическом исследовании были использованы три методики:
1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока Л.Е.).
"Карта интересов" представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голомштоком в сборнике "Профориентационная работа в школе". Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.
"Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей личности в различных сферах деятельности. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов и склонностей учащихся общеобразовательных и профильных классов. В данной методике насчитывается 29 сфер деятельности. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов.
Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантами степени своего согласия или не согласия с каждым из них.
2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту".
Методика, разработанная Климовым Е.А., предназначена для выявления склонностей к тому или иному типу профессии, в соответствии с разработанной им классификацией типов. Климов выделил 5 типов профессии:
1) человек-человек
2) человек-природа
3) человек-техника
4) человек-художественный образ
5) человек-знак
Каждому типу соответствует определенные профессии. Испытуемым дается опросник, состоящий из двадцати пар предлагаемых видов деятельности, необходимо выбрать только один вид.
3. Анкета оптанта.
Анкета используется для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся. Она предназначена для того, чтобы выяснить, определились ли учащиеся общеобразовательных и профильных классов с выбором профессии, учитывали ли они при этом свои способности и интересы.
Испытуемым дается анкета, состоящая из 5 вопросов, на которые учащиеся дают ответы в письменном виде.
Анализ ответов учащихся дает первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях, и о том состоялся ли выбор профессии у учащихся старших классов.
Анализ результатов исследования
На основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее.
1. По результатам методики "Карта интересов" интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности распределились следующим образом:
выбор старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе:
20% (5 человек) предпочли рабочие специальности;
24% (6 человека) предпочитают технику и математику;
16% (4 человека) химия, биология
по 8% (по 2 человека) медицина, право, физкультура
по 4% (по 1 человеку) - педагогика, сценическое искусство, журналистика, общественная деятельность (см. рис.1).
рис.1
где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - химия, биология; 4 - медицина, право, физкультура; 5 – другое выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном:
61% (8 человека) предпочитают технику и математику;
23% (3 человек) предпочли рабочие специальности;
8% (1 человека) биология, геология
8% (1 человеку) - пищевая промышленность (см. рис.2)
рис.2
где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - пищевая промышленность; 4 - физкультура и спорт;
выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном:
33% (4 человека) предпочитают технику и математику;
25% (3 человека) биология, геология
17% (2 человек) предпочли рабочие специальности;
17% (2 человеку) - педагогика
8% (1 человек) - общественная деятельность (см. рис.3)
рис.3
где, 1 - техника и математика; 2 - биология, геология; 3 - рабочие специальности; 4 - педагогика; 5 - общественная деятельность
Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, и учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе, в основном, предпочли технику, математику и рабочие специальности, старшеклассники, обучающиеся в гуманитарном классе, выбрали технику и математику, а также биологию и геологию в равной степени. Таким образом, все 3 класса учащихся в основном выбрали математику, физику, инженерию, машиностроение, авиацию, экономику и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии, геологии. Возможно, это связано с тем, что в данной школе работают сильные и требовательные учителя по физике и математике, а у мальчиков, вместо уроков труда, проходит урок автодело, на котором они изучают не только строение и механизм автомашин, но еще и по желанию их направляют в кружок авиамоделирования, где мальчики своими руками конструируют мини-самолеты. А также, в связи с тем, что данный район находится близко к аэропорту, работодатели аэропорта привлекают выпускников школ к дальнейшему поступлению в авиационный университет с тем, чтобы продолжить свой профессиональный путь именно у них, проводят экскурсии в аэропорту.
Понятие цели воспитания
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изме ...
Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьно ...
Правовые основы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих
детей дошкольного возраста
Социальная поддержка алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, основывается на нормах международного и российского законодательства. Конституция Российской Федерации признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права. Права семьи и детей закреплены в сл ...