1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Такая структурная модель образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Согласно предложенной модели, в основном составляющем блоке образовательного процесса – «партнерском» - в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана: развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в том числе, сенсорики, символического мышления), развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира). Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого с детьми (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематические содержания, которые использует воспитатель, инциируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого с детьми, реализуя множественные развивающе-образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и, вместе с тем, в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантных культурно-смысловых (тематических) содержаний. Стержневые развивающее-образовательные задачи вкупе с соответствующим кругом содержаний (принципами их подбора и структурирования) являются опорами для воспитателя в гибком проектировании этих форм работы с детьми.
Организация содержаний в «партнерском» блоке образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для «проработки» с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, через: варианты примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуар художественных произведений с различными вариантами выбора, общие типы и структуры работы для продуктивной деятельности, возможные способы и формы игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей, открытость, задающая для свободной деятельности смыслообразующие моменты. В то же время партнерская взросло-детская активностьа открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей, субкультурными содержаниями, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
Пути повышения эффективности инновационной
деятельности вузов и компаний, создаваемых при вузах
Модернизация экономики в целом и научно-технической и инновационной сферы в частности невозможна без изменения всей системы отбора и реализации приоритетов государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, формирования новой системы экономических и финанс ...
Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников. В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профи ...
Особенности развития восприятия речи, фонематического слуха у детей
старшего дошкольного возраста в норме и ее речевой патологии
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Произносительная сторона, как и вся речь, формируется у ребенка в процессе коммуникации, поэтому огр ...