В целом, предложенная модель образовательного процесса дает воспитателю достаточно точек опоры для реализации развивающих задач, создает пространство гибкого проектирования образовательного процесса под детские интересы, а в старшем дошкольном возрасте обеспечивает психологическую подготовку к школьной ступени образования.
Принятие такой модели образовательного процесса в дошкольном возрасте влечет за собой необходимость поиска путей, позволяющих сделать «партнерскую» составляющую образовательного процесса более технологичной и разработки системы профессиональной подготовки воспитателей, которые могли бы работать в рамках данной модели.
Специфика групп кратковременного (временного) пребывания в сравнении с обычным дошкольным образовательным учреждением - детским садом полного дня - связана с тем, что здесь время «сжато», у детей нет таких возможностей обжиться в группе сверстников, как в детском саду с полным днем (обычно свободная совместная деятельность и общение детей развертываются во второй половине дня, во время утренней и вечерней прогулки, которых лишены дети в группах кратковременного пребывания). Для детей, которые приходят в детский сад три раза в неделю на три часа, образовательный процесс должен быть организован максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. В связи с этим необходимо распределить время экономно, но так, чтобы были зарезервированы периоды и для свободной деятельности детей, и для развивающих занятий со взрослым. Занятия со взрослым должны строиться в непринужденной партнерской форме, с введением моментов совместной (парной, подгрупповой) деятельности детей, что позволяет интенсифицировать свободную коммуникацию как взрослого с детьми, так и детей друг с другом.
Общие принципы организации образовательного процесса в группах детей старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующим образом:
1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности.
3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход по нескольким направлениям:
- организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
- гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности;
- дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).
В соответствии с этими принципами, образовательный процесс складывается из следующих составляющих:
1)свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору);
2)совместная деятельность взрослого с детьми:
Пьезоэффект в полимерах
Прямой пьезоэлектрический эффект заключается в возникновении электрических зарядов на поверхности диэлектрика и электрической поляризации внутри него при воздействии механических нагрузок или деформаций δ. Обратный пьезоэлектрический эффект заключается в возникновении деформаций диэлектрика пр ...
Психология овладения актом чтения в норме
Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его а ...
Адаптивные возможности образования
“Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использова ...