В 2013 г. объем бюджетных ассигнований на расходы в сфере науки гражданского назначения составит 320,1 млрд. руб.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [2] вузам, программы которых прошли конкурсный отбор, выданы средства на развитие инфраструктуры инновационной деятельности и на поддержку действующих организаций инновационной деятельности. Основные цели выделены в постановлении: формирование инновационной среды, развитие взаимодействия с промышленными предприятиями, поддержка хозяйственных обществ.
Основными целями, которые преследуются вузами и на которые направляются выделяемые средства являются:
развитие объектов инновационной инфраструктуры (включая оборудование, программное обеспечение, расходы на эксплуатацию оборудования и программного обеспечения);
правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, включая их оценку;
разработка и реализация программ подготовки кадров, разработку методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;
стажировка и повышение квалификации сотрудников в сфере инновационного предпринимательства в иностранных университетах;
консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера, включая привлечение к разработке методических материалов.
Значительные усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов, почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, получателям которого выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей. Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы было выделено 90 млрд. рублей) [14].
Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе Курчатовского института создан первый такой центр). Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности малым инновационным предприятиям, технопаркам, бизнес-инкубаторам при вузах, центрам трансфера технологий, центрам коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров [14].
Первые попытки создания инновационных предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии - начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки) [6]. Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.
В 90-е годы только в ЛЭТИ появилось около 20 малых предприятий кооперативов, которые занимались разработкой и внедрением нового рентгенологического оборудования. Предприятия инновационно - технологического центра ИТМО разрабатывали приборы ночного видения и другую продукцию, часть которой шла на экспорт - в частности, в Германию и Великобританию. А в Технопарке Лесотехнической академии фирмы внедряли технологию производства элитных деревянных окон.
Всего в вузах было создано более 80-ти предприятий, в которых были заняты более 2 тыс. студентов и молодых специалистов. Однако правовые основы этого бизнеса были сомнительными: приходилось постоянно что-то придумывать, чтобы заработать и дать возможность молодежи заниматься свободным техническим творчеством, не нарушая при этом закон.
Существование инновационных компаний при НИИ и высших учебных заведениях дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги, пользоваться опытно - экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брэндом.
Педагогические рекомендации преподавателям кружка фортепиано по развитию
музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Кружок фортепианного исполнительства является одной из наиболее эффективных форм организации внеклассных музыкальных занятий. Данная форма внеклассной работы способствует формированию общей и музыкальной культуры школьников. Для успешного руководительства процессом развития музыкальной выразительно ...
Особенности воспитания любви к природе у дошкольников
в различные времена года
Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, котор ...
Роль коллектива в воспитании учащихся
Система воспитания, сложившиеся в нашей стране, получила название коллективистической. В ее основе лежит тезис, согласно которому воспитание, и, следовательно, полноценное развитие личности возможны только в коллективе и через коллектив. Своими практическими делами А.С. Макаренко доказал, что разви ...