Объяснение метафор (без термина) начинается в I классе. Дети читают стихотворение А. Пушкина:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
В этом стихотворении много, метафор. Зима наделена способностью дышать, выть, идти. Явления зимней природы названы проказами матушки-зимы.
В работе над метафорой открываются блестящие возможности для словесного и живописного рисунка.
Часто метафора окрашена юмором, например: Черный Ивашка — деревянная рубашка. Где носом проведет — там заметку кладет. Черный Ивашка — это карандаш. Он олицетворен. Эта загадка-шутка возбуждает эмоции, развивает как образное, так и логическое мышление, дает материал для рисования. Дети рисуют карандаш с глазами, ушами, руками и ногами [27]
е) Эпитеты и образные сравнения.
Особую роль среди изобразительно-выразительных средств играют эпитеты.
Эпитет — это художественное определение, дающее яркое образное представление о сущности предмета или явления, а также об оценке их автором. Например: Кудрявый можжевельник обсыпан черными бусами. Слово кудрявый, применяемое в обычном значении к вьющимся волосам человека, здесь помогает писателю образнее, эмоциональнее обрисовать пышный, веселый, густой куст можжевельника.
Чаще всего эпитет — прилагательное, но он может быть выражен именем существительным:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
(А. Пушкин.)
лексический запас русский язык
Или наречием:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
(А. Пушкин.)
Не следует любое определение считать эпитетом. Так, в последнем примере определение зимней эпитетом не является: оно просто обозначает время года и не несет в себе скрытого, образного, иносказательного значения. Следующее за ним определение скучной — эпитет, так как в прямом значении это слово может быть применено лишь к живому существу, к человеку, для характеристики его настроения.
Работа над эпитетом начинается с выяснения, почему так, а не иначе предмет определен. В стихотворении И. Сурикова «Белый снег пушистый» эпитеты снег пушистый и темный лес могут быть объяснены так: «Снег назван пушистым потому, что он легкий, как пух, снежинки в воздухе кружатся, медленно опускаются на землю»; «В лесу темнее, чем в поле, издали лес кажется темным, зимой лес на белом снегу тоже кажется темным».
Очень важно приучать детей обращать внимание на эпитеты, сравнивать их. Так, в рассказе Г. Скребицкого «Первый снег» к слову снежинки дан эпитет мохнатые. Возникают вопросы: почему Г. Скребицкий называет снежинки «мохнатые», а И. Суриков называет снег «пушистый»? Какая разница между словами пушистый и мохнатый? Кто рассматривал снежинку? Какая она? Как вы понимаете выражение снег пошел хлопьями? И т. д.
Если в I классе учащиеся просто объясняют эпитеты (без употребления термина), то во II и III классах следует обращать внимание на эмоционально-экспрессивные оттенки слов, употребленных в роли эпитетов, на общее настроение, создаваемое ими.
Ресурсы, необходимые для развития образования Тверской
области
С 2006 года в Тверской области в системе общего образования введены принципы подушевого финансирования. Таблица 2. Финансирование общего образования Тверской области в 2012 году № п/п Мероприятия Объемы финансирования Всего В том числе Федеральный бюджет (субсидия) Бюджет субъекта Российской Федера ...
Характеристика учебного заведения
Красноярский государственный аграрный университет (КрасГАУ) является крупным научно-образовательным центром приенисейского региона. КрасГАУ ведет работу по кадровому обеспечению агропромышленных комплексов четырех субъектов России: Красноярского края, республик - Хакасия, Тыва, Саха (Якутия). В стр ...
Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...