Знакомство с фразеологией происходит также в процессе внеклассной работы учащихся, в различных викторинах, играх.
В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» — литературные цитаты. Необходимо уделять серьезное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая пересказ или рассказ, учитель отмечает удачно использованные фразеологические единицы.
Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы — исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора и письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельно ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Школьники не просто запоминают пословицы, они связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы активизируются, т. е. входят в детское употребление.
д) Работа с метафорой
В метафоре одно явление полностью уподоблено другому, чем-то сходному с ним; при этом создается яркая, поэтическая картина:
Запылали алым цветом Кисти спелые рябин . Скоро звезды тихим светом Упадут на дно реки.
(М. Исаковский. Ветер.)
Здесь метафоры развернуты в целые поэтические фразы: поэт хочет сказать, что поверхность реки станет спокойной, гладкой, как зеркало, и в ней отразятся звезды; что созревшая рябина издалека заметна сквозь поредевшую листву, такая же яркая, как пламя. Метафора — один из самых действенных, активных тропов.
Нередко встречаются такие метафоры, в которых явления природы уподобляются живым существам (олицетворения), часто — людям, например:
Осторожно ветер Пожурил за что-то .
Из калитки вышел, Воробьев знакомых
Постучал в окошко, И, расправив бодро
Пробежал по Молодые крылья,
крыше; Полетел куда-то
Поиграл немного Вперегонку с
Ветками черемух, с пылью.
(М. Исаковский. Ветер,)
Ветер здесь веселый озорник. Олицетворение часто встречается в сказках, загадках, в детской речи.
Метафорой может быть одно слово и целая картина. Наиболее развернутая метафора - эта аллегория, т. е. такое изображение жизни, где все: сюжет, действующие лица, язык — имеет не прямое, а иносказательное значение. Такова, например, аллегория в сказках, в баснях, где действуют обычно животные.
Метафоричность речи свойственна младшему школьному возрасту. «Солнышко спать ушло», «Собака любит загорать», «Травка пить хочет» — такие выражения часты в речи дошкольников. В I классе они тоже нередки, хотя здесь уже заметен процесс освобождения языка детей от метафор, олицетворений. Дети становятся реалистами и постепенно отказываются от поэтического, сказочного восприятия мира.
Вряд ли следует бороться против этого закономерного, естественного процесса. Однако сохранить умения, связанные с употреблением метафор, создать элементарную теоретическую основу, показать роль метафор в поэтическом языке — в этом и состоит задана школы.
Методы и формы организации эстетического воспитания
дошкольников
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объя ...
Анализ
полученных результатов исследования
В ходе эксперимента разработана примерная программа по формированию культуры межнациональных отношений у младших подростков. С направлениями работы по программе были ознакомлены классные руководители 5-9 классов школы №536 и учителя-предметники. В плане апробации данной программы с учащимися 5-А кл ...
Выбор музыкального произведения для беседы
«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственн ...