В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.
В конституции Российской Федерации говорится о том, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья. Государством осуществляется финансирование федеральных программ охраны «укрепления здоровья населения, принятие мер, способствующих укреплению здоровья человека, развитию физической культуры».
В федеральном законе «об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 10 установлено, что федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятия, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу.
В Федеральном законе ст. 51 «об образовании» сказано: оздоровительное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Конвенция о правах ребенка ст.3 п.3 определяет заботу о детях и их защиту, ответственность нормам, установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а так же компетентного надзора.
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Об этом говорится в Концепции дошкольного воспитания. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста, на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. Согласно Концепции дошкольного образовательного учреждения физическое воспитание пронизывает всю организацию жизни детей в детском учреждении ,организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Родители являются первыми педагогами своего ребенка. В Семейном кодексе Российской Федерации отмечено : родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться о их здоровье, физическом, психологическом, духовном и нравственном развитии.
В документе «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Физическое развитие и здоровье» говорится о том, какие в детском саду должны создаваться условия для полноценного физического развития:
1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.
3. Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
4. Педагоги ДОУ создают условия творческого самовыражения детей в процессе физической активности.
5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей.
6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.
Таким образом, в нормативных документах Российской Федерации подчеркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, необходимость создания условий для увеличения объема двигательной активности детей.
В народе говорят, за деньги здоровье не купишь. За него надо активно бороться. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»,- писал Гиппократ.
Уже во второй половине 17 в. передовые мысли в физическом воспитании детей высказывал один из образованнейших людей того времени – Епифаний Славинецкий. Им был создан замечательный документ – «Гражданство обычаев детских». В этой книге особая глава посвящена играм детей и указывается на их большое воспитательно-образовательное значение.
В дальнейшем прогрессивные общественные деятели И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев рассматривали физическое развитие в тесной связи с умственным и трудовым воспитанием молодого поколения.
Большое значение для разработки вопросов физического воспитания имели высказывания русских революционных демократов: А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.
Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе
В настоящее время нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. “Надо ли воспитывать взрослых людей?”, “Стоит ли и корректно ли это делать?” Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать воспитание. Если его понимать как воздейс ...
Особенности нарушений речи у детей с трудностями в обучении
У детей с трудностями в обучении отмечается большая распространенность нарушений речи (Ю.Г.Демьянов, В.А.Ковшиков, Е.В.Мальцева, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Н.Ю. Борякова и др). Этнопатогенетические факторы нарушений речи у детей с трудностями в обучении полиморфны, однако, прежде всего, связаны с о ...
Разработка модельного опыта и его
апробация
Разработку модельного опыта начали с составления схемы опыта и подробной программы исследований. Приготовление новых видов удобрений провели методом компостирования сосновой коры и сапропеля и осуществляли в лабораторных условиях в пластмассовых сосудах в течение одного года. Схема опыта включала с ...